Амбидекстр – это человек, который одинаково владеет обеими руками. Развитие мозга: полезные советы и упражнения Упражнения на левое и правое полушарие

Цитата сообщения «Физик», «лирик» или... амбидекстр?

А знаете ли вы, что полушария нашего мозга отличаются друг от друга не только по названию (левое и правое), а еще и по функциям, за которые они отвечают?

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, в правом - конкретного образного мышления человека.

У гармонично развитого человека в достаточной мере работают оба полушария. Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата (функция левого полушария) недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, но если для ее решения их недостаточно, оно бессильно. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Для справки
Левое полушарие отвечает за ваши языковые способности (контролирует речь, способности к чтению и письму). Оно отвечает за логику и анализ фактов, распознает математические символы и числа, запоминает имена и даты.

Правое полушарие позволяет нам мечтать и фантазировать, с его помощью мы можем сочинять различные истории. Наши способности к музыке и изобразительному искусству, этика и интуиция, видение мира цельным и восстановление картины целого по его части - за все это отвечает правое полушарие.

Предлагаю пройти небольшой тест, который одновременно является прекрасным упражнением для гармонизации и развития правого и левого полушарий головного мозга.

Встречался вам хоть раз на просторах интернета ролик под названием Spinning Silhouette Optical Illusion «Иллюзорный силуэт» японского дизайнера Nobuyuki Kayahara, известный больше под названием «Вращающаяся картинка девушки»?

Если нет, то внимательно присмотритесь и ответьте на вопрос - в какую сторону вращается девушка? Чтобы вас ничто не отвлекало, я специально отделила изображение от текста значительными пробелами.

В этом ролике 34 кадра, которые закольцованы, то есть они крутятся по кругу один за другим, всегда в одном и том же порядке.

Основная идея ролика - сделать кадры, на которых нельзя определить, какая нога является опорной - левая или правая. Всё дело в интерпретации «где левая, а где правая нога», осуществляемой системой распознавания образов человека.
Я специально, чтобы было понятно, взяла одну из картинок и немного пририсовала. Один вариант восприятия - это вид спереди, а второй вариант восприятия того же силуэта - это вид сзади. Вот на этой способности видеть силуэт в двух вариантах, как раз и построен эффект того, что мы способны видеть танцовщицу движущейся то по часовой стрелке, то против.

Крутящаяся девушка является одной из форм более общей иллюзии крутящегося силуэта. Изображение объективно не вращается, так как оно... двумерное! Оно лишь перемещается назад и вперед, а свойства объема изображению девушки придает наш мозг. Мы ведь обитаем и привыкли к трехмерному миру и наше визуальное восприятие предполагает, что мы смотрим на объемное изображение и использует общепринятые "подсказки" для того, чтобы изображение интерпретировать.

Но как все вышесказанное раскрывает суть таинственного слова "амбидекстр"? Достаточно просто, нужно только набраться терпения и дочитать до конца текст. Итак:

Если вам кажется, что девушка вращается по часовой стрелке, то у вас лучше развито левое полушарие. А значит вы - явный "физик" и с логикой и абстрактным мышлением у вас все в порядке.

Если же вам кажется, что девушка вращается против часовой стрелки, то вы явно выраженный "лирик" (лучше развито правое полушарие). И вашей интуиции, воображению и способностям к музыке и иностранным языкам можно позавидовать.

Но если вы не можете точно ответить о направлении вращения девушки, то причин здесь две. Первая - вы вообще не смотрели на картинку. Вторая - вы амбидекстр и вам стоит собой гордиться вдвойне!

Для справки
Амбидекстрия (от лат. ambo — «оба» и лат. dextera — «правая рука») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью

У амбидекстров равномерно развиты оба полушария мозга, такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения (справка из википедии)

Кстати, вполне может быть, что вы латентный (скрытый) амбидекстр. Потому что только амбидекстр или близкий к нему по складу мышления человек может произвольно поменять направление вращения.
Все дело в том - какую ногу принять за опорную. Если ваше воображение посчитает, что это левая нога, то вращение будет по часовой стрелке, если же ему (воображению) покажется, что опорная нога правая - против часовой.
Сделать это можно, сконцентрировавшись на тени или какой-нибудь другой детали изображения. Ваша зрительная система заново оценит параметры изображения и сможет выбрать новое направление вращения.
Попробуйте. Если не получается - не беда. Вот вам визуальная подсказка как это работает:


Основные черты характера чистого правши:

Ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера, принципиальный, надёжный, последовательный, предсказуемый. Тип с наиболее стабильным поведением. Эмоциональная сухость. Бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться. Добивается высоких результатов в областях требующих точности, аккуратности, способности к абстрактному и аналитическому мышлению.

Основные черты характера чистого левши:

Сторонник перемен и прогресса, способный взглянуть на старое по-новому. Сильные эмоции, склонность к эмоциональным срывам, импульсивным реакциям, выраженный индивидуализм, эгоизм, упрямство, замкнутость. Добивается высоких результатов в видах деятельности, требующих творческого подхода. Плохо ориентируется в пространстве.

Основные черты характера чистого амбидекстра:

Универсальный тип личности: великолепная интуиция, высокий творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, хорошо развитый интеллект, аналитическое мышление, способность к гениальным прозрениям. Добивается высоких результатов в любом виде деятельности, выходит на новые уровни, расширяет горизонты познания.

Для справки
Согласно исследованиям Йельского Университета, где в течение 5 лет проводилось изучение человеческого мозга и его функционирования, те, кто могут переключать направление вращения девушки не сильно напрягая глаза, имеют IQ выше 160.

О том, что такое IQ, в наше время не слышал только ленивый, но... на всякий случай...
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов (Википедия)

Как уже говорилось, амбидекстрия — это врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук.
Слово это пришло из средних веков. Амбидекстрами называли тех воинов, которые могли сражаться, имея холодное оружие в каждой руке. Шансы на победу у них значительно возрастало.

В современном мире такой надобности для воинов больше нет. Люди - амбидекстры, как показали исследования психологов и неврологов, не только могут ловко работать обеими руками, но и способны совмещать два важных, хотя и противоположных качества личности, - обладать "железной" логикой и сильной интуицией.

Что это значит? Так как левая рука отвечает за правое полушарие мозга, а правая соответственно за левое, то тренируя способность виртуозно манипулировать предметами обеими руками, мы равнозначно тренируем оба полушария головного мозга.

Зачем это нам нужно? Принято считать, что у большинства людей (правши) более развито логическое мышление - за него отвечает левое полушарие, у левшей больше развита интуиция и чувственное восприятие - правое полушарие мозга. Если у человека в равной степени гармонично развито оба полушария мозга, это делает его более конкурентоспособным в современном мире, такой индивидуум более талантлив и комплиментарен окружающей среде.

Дети рождаются амбидекстрами, но к четырем годам они, в основном, превращаются в правшей, что отражает строение их мозга - у него ведущим становится левое полушарие. Это хорошие исполнители, но без творческого начала.
Есть ли выход? Есть! Если ребенок в утробе матери пройдет курс музыкального или ритмического обучения, а после рождения - школу младенцев (бэби-школу), то можно надеяться, что сохранит двурукость (либо приблизится к ней).

К удивительным выводам пришли неврологи, нейрофизиологи и психологи. Исследования показали, что развитие мозга продолжается и в среднем возрасте (40-60 лет). Если до 50 лет между двумя полушариями головного мозга существует жесткое "разделение труда" и каждое из них выполняет строго определенные функции, то после 50 лет человек может использовать обе части мозга одновременно. Это позволяет ему решать значительно более успешно многие задачи, чем в молодом возрасте.
Получается, что с возрастом как бы восстанавливается амбидекстрия мозга.

В мире животных тоже нет «левшей» и «правшей». Все животные амбидекстры. Например, приматы одинаково манипулируют обеими лапами.

Есть очень простое упражнение для развития данного навыка. Нужно ежедневно, по 15-20 минут в полном покое и с хорошим настроением (это важно, Вы не должны чувствовать раздражение, относитесь к упражнению как к игре и развлечению, не расстраивайтесь, если сначала не будет получаться) рисовать одновременно обеими руками различные геометрические фигуры. То есть, если Вы левой рукой рисуете круг, то правой рисуете треугольник, меняйте фигуры поочередно, усложняйте фигуры по мере развития навыка одновременного рисования.

10 фактов об амбидекстрии

1. Если обеими руками вы можете писать одинаково хорошо, то являетесь одним процентом. Даже среди небольшого числа «многоруких», лишь немногие показывают одинаковые навыки во владении обеими руками.

2. Как говорят эксперты, право- лево- и «смешаннорукость» не обязательно определяют окончательные предпочтения людей. Большинство людей испытывают некоторый уровень перекрестного доминирования - предпочитая одну из рук для определённых задач, даже если она и не является доминирующей, а среди тех, кто использует обе руки, существуют ещё более тонкие различия. Амбидекстрами называют тех, кто обе руки может использовать так же, как правши используют свою правую руку, а амбисинистеры, это те, кто обе руки используют, как правши используют левую (т.е. криво и неумело).

3. В отличие от правшей, которые показывают сильное доминирование левого полушария мозга, полушария амбидекстров развиты почти симметрично…

4. …как и мозг типичного человека с синестезией, или «смешанными чувствами», переживающего пересекающиеся чувственные восприятия. Число амбидестров (и левшей) среди синестетов гораздо выше, чем в общей популяции.

5. Амбидекстры с большой вероятностью обладают геном LRRTM1, который связывают с шизофренией. Исследования показывают, что больные шизофренией со значительно большей вероятностью являются амбидекстрами или левшами, чем не шизофреники.

6. Другое исследование, проведённое при помощи вебсайта BBC Science, показывает, что из одного процента 255 тысяч опрошенных респондентов, которые указали на одинаковую лёгкость письма обеими руками, 9,2 процента мужчин и 15,6 процентов женщин сообщили о своей бисексуальности.

7. Люди, которые определяют себя как «двухрукие», при общей оценке интеллекта набирают несколько ниже, чем в целом, и чаще всего эти баллы ниже в арифметике, мышлении и памяти…

8. …за исключением случаев, когда это не так. Исследование 8 тысяч детей в возрасте 7 и 8 лет показало, что 87 «смешанноруких» учеников показывали более выраженные затруднения в языковых навыках, а в возрасте 15 и 16 лет те же ученики показывали больший риск симптомов ADHD (синдром дефицита концентрации внимания и гиперактивность), и показывали более низкие академические успехи чем право- и леворукие ученики.

9. Амбидекстра легко разозлить. Таковы результаты исследования Колледжа Мерримак, что свидетельствует о повышенной взаимосвязанности полушарий мозга, которая была обнаружена у амбидекстров и левшей. Последующее исследование показало, что увеличение связей полушарий коррелирует с увеличением неловкости, неуклюжести и переменчивости настроения.

Если по часовой стрелке, то больше активно восприятие левым полушарием мозга, если – против, активно правое. Усилием воли можно заставить кошку делать движения туда-обратно = баланс полушарий.

Синхронизация работы полушарий головного мозга

Ниже перечисленные упражнения будут полезны людям всех возрастов.

Будет хорошо, если взрослые, которые захотят попробовать эти упражнения, привлекут детей как основных участников и на фоне, якобы, обучения детей, смогут научиться сами. Разные поколения, общаемся активнее!
Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными.

Ведь самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.

1. “Ухо-нос”. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”. Я пробовала, в детстве получалось лучше.

2. “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. “Колечко”. Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Следующая тренировка помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять упражнение трудно и при этом интересно.

“Скорая помощь”

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д
Л П П В Л

Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!

Скоординируйте работу полушарий мозга

Эта простая практика позволяет оживить уставшее от монотонной работы одно полушарие и подключить к нему неработающее. Для этого вам потребуется бумага формата А4, на которой вы горизонтально, по линейке, маркером рисуете две линии крест-накрест, как положенная на бок буква Х. Повесьте этот листок на уровне глаз, так чтобы вам удобно было на него смотреть. Потом можно не снимать, пусть висит и напоминает о необходимости позаботиться о себе.
Смотря на этот листок, спокойно и глубоко дыша, вы делаете всего два простых упражнения, известных еще с уроков физкультуры:

– касаетесь левым локтем правого колена, потом правым локтем левого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких перекрестных движений надо сделать по шесть, всего 12. Можно делать и считать.

– касаетесь левым локтем левого колена, потом правым локтем правого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких параллельных движений надо сделать также по шесть.

– Снова 12 перекрестных движений;

– Еще 12 параллельных движений;

– И последние 12 перекрестных движений.

Все это займет у вас не более 1,5 минут, а эффект вы сразу почувствуете в заметно посвежевшей голове.
Вообще-то упражнение применяется для коррекции лево- и правополушарных детей. Оно взято из прикладной кинезиологии – современной науке о теле и основано на наблюдении за грудными детьми. Если младенец не прошел стадию ползания, у него могут быть проблемы в совместной работе полушарий, а значит, он не будет использовать свой потенциал, работая только половиной мозга. Мы будем применять эти знания в профилактических целях для восстановления согласованной работы мозга.

Тренировка сознания.

Здесь представлена особая программа, которая разрабатывалась на протяжении многих лет на семинарах. В этом принимали участие как спортсмены, так и люди, связавшие свою жизнь с медитацией.
Упражнения получили название

На первый взгляд, они окажутся не из приятных. С их помощью вы осознаете, как легко можно оказаться в трудной жизненной ситуации и как трудно найти выход из этого и заново возродиться.

Тренировка сознания – это в первую очередь, комплекс физических упражнений, а также подвижность во всех смыслах.

Американский терапевт Джин Хаустон установила, что во время тренировки сознания значительно повышается показатель интеллекта. Очевидно, упражнения ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведет к повышению возможностей интеллекта.

Такие упражнения идеальны для выполнения требований любой сложности и согласованной работы обоих полушарий мозга. Они также повышают нашу концентрацию. Программа способствует развитию координации между мозгом и телом (согласованной работе мозга и частями тела). Задействовав левое полушарие, нам не приходит в голову привлечь правое, что было бы полезно при многих ситуациях. Упражнения помогают координировать работу частей тела.

Этот вид гимнастики в дальнейшем может доставлять удовольствие и является более действенным, чем кажется на первый взгляд. А для начала начните с простых упражнений, тяжелые могут причинять боль.

Поглаживание живота и постукивание по макушке

Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот.
Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обратите внимание, чтобы по ошибке не перепутать движения: правой рукой вращайте по животу, а левой двигайте сверху вниз.
После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.


Как построить экодом пишет: ФЕРМЕНТИРОВАННЫЙ ЧАЙ ИЗ ЛИСТЬЕВ САДОВЫХ И ДИКОРАСТУЩИХ РАСТЕНИЙ (вишни, яблони, груши, клубники, черноплодной рябины, клёна, лесного ореха), (МАСТЕР-КЛАСС) #ПитаниеЗП Многие

Мозга помогает рук

Правильно развивать полушария мозга можно, тренируя руки. Для этого необходимо привычные манипуляции, которые автоматически выполняет правая рука (если человек левша, то левая) начинать проделывать другой рукой.

Начинать следует с простых действий. Например, нажимать кнопки пульта ДУ перелистывать записи, вынимать из чехла мобильный , чистить зубы и т.д. левой рукой. Постепенно задача усложняется: можно попробовать печатать, рисовать левой рукой. Если занятия войдут в привычку, положительный результат не заставит себя ждать.

Работают обе руки – развиваются оба полушария

Психофизиологии разработали специальный комплекс упражнений для развития полушарий. Но практика показывает, что ближе тренировки посредством действий, которые за долгие годы вошли в привычку. Одной из наиболее эффективных методик считается «зеркальное рисование». Для этого ничего особенного не нужно. Достаточно положить перед собой блокнот или чистый лист бумаги, взять в обе руки по ручке и начать одновременно выводить на бумаге одинаковые геометрические фигуры. Это упражнение можно проделывать на работе, дома, на отдыхе.

Ученые доказали, что при одновременной работе обеих рук активизируется деятельность головного мозга в целом, то есть в работу включаются правое и левое полушария. Поэтому игра на фортепиано, скрипке, набор текста на компьютере и элементарная чистка картофеля – эффективные упражнения, которые способствуют развитию полушарий головного мозга.

«Интуитивный дух - священный дар, рациональный дух - лишь верный слуга. Мы создали такое общество, которое хвалит слугу, позабыв про святой дар».
Альберт Эйнштейн

Некоторые люди очень хорошо рисуют, но им трудно перемножить, к примеру, восемь на девять. Задумывались ли вы, почему? Или почему некоторым людям трудно написать хотя бы страницу сочинения, в то время как они могут с легкостью решать сложные проблемы? Это связано с тем, какая часть мозга является доминирующей, левая или правая.

Наш мозг напоминает ядро грецкого ореха двумя половинами и морщинистой поверхностью.

Известно, что левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, имеет склонность управлять личностью в целом. Язык этого полушария линеен, слова логически выстраиваются в цепочке на основе разумности и обоснованности. Как правило, у юристов, химиков, математиков и бухгалтеров доминирует левое полушарие мозга, потому что эти профессии требуют логики и аналитического склада ума.

Правое полушарие мозга - источник эмоций, интуиции, художественных зарисовок и творчества. Оно разрешает проблемы с помощью предчувствий и прогнозов, ищет аналогии в различных структурах, склонно реагировать спонтанно, непредсказуемо. Это полушарие предпочитает равенство, нежели власть. В основном у музыкантов, актеров и художников доминирует правое полушарие мозга, которое также отвечает за чувство ритма, восприятия цвета, изображения и т.д.

Все значительные достижения исходят из гармоничного взаимодействия этих двух полушарий и являются результатом духовного подъема. Решение проблемы возникает во время внезапного интуитивного прорыва (доминирование правого полушария), предшествовал которому разумный логический анализ данных (доминирование левого полушария).

В конце этого процесса левое аналитическое полушарие начинает анализировать и уравновешивать все озарения. Без правого полушария мозга не было бы полезных идей, без левого полушария - практического пояснения пользы таких идей.

Правое полушарие мозга специализируется на нашей безопасности, означающей защиту, а левое полушарие - на агрессии и новых испытаниях, означающих атаку. Оба полушария могут функционировать как в гармонии, так и в конфликте.



Люди, которые способны думать и реализовывать идеи лишь по-научному и вовсе не знают о творческих подходах к жизни, живут только левополушарным мозгом. Люди, которые подчеркивают лишь правое полушарие мозга, живут в своем нереальном мире личных ощущений и фантазий. Но есть люди, которые уравновешены в этом плане и интегрировали в себе реалии обоих полушарий. Они живут в рациональном и эмоциональном.

Если допустить доминирование одного из полушарий, другое полушарие становится слабым и пассивным. В таких случаях, человек решает свои проблемы лишь половиной мозга. Но мозг человека построен таким образом, что работает как единое целое.

Эти знания существовали еще в древнем Египте и Индии. Святая Геометрия подтверждает, что древних египетских мистиков обучали двум аспектам всего сущего, соответствующих левому и правому полушариям мозга.

Сегодня ученые считают, что человеческий мозг имеет гораздо больший потенциал, чем используется. Особенно правое полушарие нашего мозга имеет исключительную визуальную память, мощное воображение и креативность. Однако этот потенциал остается необработанным, неактивным и не используется у большинства людей. По этой причине, мы должны стремиться к развитию нашего правого полушария мозга и использовать его огромный потенциал и, таким образом, использовать оба полушария нашего мозга параллельно.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.