Какие бывают поступки человека плохие и хорошие. К чему приводят плохие поступки? Афганец принес чай американским солдатам

Цель: формирование у детей доброжелательного поведения навыков управления нагативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

  • дать представление о доброте;
  • научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни;
  • научить дифференцировать поступки;
  • учить анализировать собственное поведение и поступки других;
  • закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Структура занятия.

  1. Вступление.
  2. Работа со стихотворением.
  3. Игра “Тайное свойство”.
  4. Работа с иллюстрацией.
  5. Работа с историей.
  6. Игра “Хорошо – плохо”.
  7. Работа с пословицами.
  8. Проверочный тест.
  9. Заключение.

Длительность занятия: 45 минут в 5-х классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или в начальных классах общеобразовательной средней школы.

Форма проведения: комбинированная: обсуждение художественного произведения, беседа, игры, тестирование.

Материал к занятию.

  • Стихотворение “Доброта” Р. Сеф.
  • Рассказ “Старый дед и внучек”.
  • Распечатанные пословицы.
  • Список с хорошими и плохими поступками.
  • Фишки красного и черного цвета.
  • Рисунок конфликта.
  • Проверочный тест.
  • Чистые листы и ручки для ответов на тест.
  • Звукозапись песни “Дорогою добра” М.Минкова и Ю.Энтина.

Предварительная работа: чтение сказок с описанием добрых и злых героев.

1. Вступление

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами читали рассказы и сказки, и говорили о таких важных для нашей жизни понятиях, как добро и зло. Напомните мне, пожалуйста, эти сказки. (“Слепая лошадь”, “Сказка о добром муравье” и др).

А какие еще, вы можете назвать сказки, которые читали, где встречались добрые и злые поступки? (Подвести ответы детей к тому, что практически во всех сказках встречается добро и зло. )

Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и зле, и тема нашего занятия будет называться “Добрые и злые поступки. Будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем интересный рассказ и т.д., где наша задача заключается в том, чтобы научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать себя к добрым поступкам.

2. Работа со стихотворением

Итак, к нам в гости пришел мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что его наказали родители. (Cтихотворение “ Доброта”)

Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)

Вопросы для дискуссии:

  • За что был наказан Антошка?
  • Правильно ли поступили взрослые?
  • Что значит - быть добрым?

Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта”:

Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.

Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.

3. Игра “Тайное свойство”

Дети становятся в полукруг и вытягивают руки перед собой. Учитель держит в руках монетку или камешек, который символизирует качество, а именно доброту. Учитель помещает сложенные в ладоши руки в руки каждого из детей и говорит: “Слава добрый”, “Катя добрый” и т.д. каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали вещь. Учитель действительно оставляет вещь в руках одного из детей. Один из детей пытается отгадать, у кого эта вещь, говоря при этом: “Слава очень добрый” и т.д. и ребенок, которого назвали открывает ладони и показывает. Дается три попытки.

4. Рассматривание иллюстрации

Детям предлагается внимательно посмотреть на рисунок и подумать, что произошло:

  • Кто обидел маленького мальчика?
  • Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?
  • Какие слова и как мог произнести обидчик?
  • Кто защитил маленького мальчика?
  • Как можно назвать его поступок?
  • В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:

    • Слабого всегда выручай.
    • Стыдно обижать маленьких и слабых.

    5. Работа с рассказом

    “Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка - небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.

    Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”

    Вопросы к обсуждению.

    Почему заплакали муж и жена?

    Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?

    Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

    На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

    (На доске: “Как аукнется - так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”) Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

    6. Игра “Хорошо-плохо”

    Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

    Взрослый раздает детям фишки двух цветов - красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки - фишки красного цвета; плохие поступки - фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

    Примерный перечень детских поступков для игры:

    7. Работа с пословицами

    А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этой фразы.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
    Делай другим добро – будешь сам без беды.
    Худо тому, кто добра не творит никому.
    Добрые умирают, да дела их живут.
    Добро помни, а зло забывай.
    Что посеешь, то и пожнешь.
    Доброе слово лечит, а злое калечит.
    Злой не верит, что есть добрый.
    Доброе слово, что дождь в засуху.
    Людям забота, как воздух нужна,
    Cтать всем добрее поможет она.
    Доброго чтут, а злого жалуют.

    С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)

    “Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.”

    “Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”

    А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

    Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

    (Выслушать ответы ребят и подвести к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно )

    8. Проверочный тест

    "Шаги к успеху" ("Является ли добрым человек, который..?" - дети должны ответить "да" или "нет") :

    а) делает зимой для птиц кормушки;

    б) всегда чувствует, кому нужна помощь;

    в) стреляет в птиц из рогатки;

    г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;

    д) не оказывает помощь в трудную минуту;

    е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.

    (Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он. )

    9. Заключение (в тихом музыкальном сопровождении песни “Дорогою добра”)

    Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит ”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

    В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.

    Список литературы

    1. Бурнашов В., Зайцева Е. Уроки нравственности. Учебное пособие. – Казань, 1997.
    2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М.: 1997.
    3. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. С.И.Семенака. – М.: АРКТИ, 2002.
    4. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 2-е изд., спр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
    5. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Ж-л “Обруч”, 1996.
    6. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). -М.: Педагогическое общество России. 2006.

    Человек за всю свою жизнь совершает множество хороших и плохих поступков. Чаще всего его поведение заключается во внутренних убеждениях, верованиях, идеях. Практически все поступки, которые совершает человек, имеют какую-нибудь цель. В этой статье мы приведем пример хороших и плохих поступков людей.

    Добрые поступки человека

    Сюда можно включить множество различных поступков. Например, когда человек помогает ближнему (материальная, физическая, словесная помощь). Люди не должны делать всего этого, но они это делают, так они могут помочь другим.

    Кроме помощи ближним, человек очень часто помогает животным или природе. На улице он может покормить различных зверей или вовсе забрать их себе домой, если они нуждаются в этом. Люди выращивают растения, занимаются посадкой деревьев.

    Спасение других людей является очень хорошим поступком, который невозможно забыть.

    В добрые поступки можно отнести соблюдение этикета, правил нахождения в обществе, уважение к другим личностям.

    Плохие поступки человека

    Как правило, плохие поступки — это всё то, что приносит личную выгоду человеку, в некоторых случаях с вредом для общества.

    Пропаганда алкоголя, наркотиков, насилия и т.д. Издевательское отношение над животными, другими людьми, нанесение вреда природе.

    Очень часто человек совершает плохие поступки, намусорив где попало или когда совершает воровство.

    • Также читайте —

    Выводы

    Многие люди, которые совершили плохие поступки, часто находят себе различные оправдания. Важно всегда помнить о правилах и законах, ведь некоторые поступки могут быть не только плохими, но и ужасными. Если человек совершает хорошие поступки — это очень положительно отразится на обществе. Но если люди совершают преступления, то за них следует наказание.

    Чтобы понять, какими бывают страдания, Веды приводят некоторые сведения о наших возможных будущих проблемах. В Пуранах, например, описывается, от каких поступков какие виды страданий человек будет испытывать. Попробуем классифицировать по плохим качествам характера и проследим на основе Вед, какие страдания человек будет получать за содеянное.

    Похоть, вожделение, разврат

    «Тот, кто потворствует своей похоти с проститутками, совершает прелюбодеяние и ведет нечистую жизнь, получает проказу (коллагенозы)».

    «Тот, кто бросает похотливые взгляды на женщин, получает болезни глаз».

    «Тот, кто посещает проституток, получает болезни глаз».

    «Гаруда Пурана» указывает на следующие рождения похотливых людей:

    «Тот, кто занимается любовью с малолетними, становятся змеей».

    «Тот, кто жаждет жены своего преподавателя, становится хамелеоном».

    «Тот, кто развращает жену своего преподавателя или наставника, рождается кожным больным».

    «Тот, кто занимается развратом и порочит женщин, становится евнухом».

    «Тот, кто пристает к жене руководителя или правителя, рождается с очень плохим, мерзким характером».

    «Тот, кто развлекается сексом с женой своего друга, становится ослом».

    «Тот, кто очень страстен, становится похотливой лошадью».

    Чанакья Пандит:

    «Нет болезни столь же разрушительной, как похоть».

    «Нет болезни, равной жадности, и нет добродетели, равной милосердию».

    Гнев, раздражительность, оскорбления

    В Пуранах по этому поводу говорится:

    «Те, кто оскорбляют других, общаясь с ними, например, постоянно прерывают собеседника, причиняют им разочарование позорят их публично, лишают их собственности, получают болезненно чувствительный ум, головные боли».

    «Тот, кто лицемерит и под видом совершенного и достойного человека непрерывно мучает и тиранит других людей, тот, кто постоянно со всеми плохо общается, бьет всех и плохо относится к маленьким детям, получает зуд и болезни кожи».

    «Тот, кто любит сплетничать и слушать оскорбления в адрес других, поощряет плохое отношение к другим, заболевает воспалительными процессами в ушах и слышит жужжащие звуки в ушах».

    «Сплетники, те, кто предают и ненадежные люди страдают от ожогов на голове и плечах, нарывами во внутренних органах, экземами».

    «Тот, кто угрожает и плюет на своего преподавателя или запугивает священника, родится как ужасный преступник».

    «Тот, кто не дает священнику согласно своим обещаниям, становится шакалом».

    «Женщина, которая плохо относится к теще (свекрови) и тестю (свекру) и устраивает постоянные ссоры, становится пиявкой».

    «Чей характер несдержан, становится слоном в пустынном лесу».

    Жестокость

    В Пуранах по этому поводу говорится:

    «Тот, кто замуровывает крыс или змей в их норах, тот, кто ловит рыбу и заставляет ее умирать задыхаясь, тот, кто душит жизнь любого живого существа, будет страдать от астмы, хронического бронхита, болезни легких, пневмонии».

    «Тот, кто отравляет других острыми и вызывающими раздражение пищевыми продуктами страдает кишечными коликами и гастритом».

    «Тот, кто поджигает дома и является причиной смерти других людей, страдает от нарывов, ожогов и эпилепсии».

    «Жестокие доктора, кто плохо обращаются с пациентами дают бесполезные лекарства, дающие чрезмерные дозы лекарств, те, кто дают вместо лекарства воду и берут за это плату, рождаются женщинами и имеют болезни матки. Их зачатие и выращивание детей будут сопровождаться серьезными осложнениями, болью и главным образом, кончатся абортами».

    «Тот, кто гордится своей физической силой и неправильно использует свою власть (мощь) в угнетении и борьбе с другими, страдает от эпилепсии».

    «Те, кто бьет невинных животных (коров, быков), лишает бессловесных животных продовольствия и питья, получают гнойники, теряют зубы, и страдают от гнойных ангин и тонзиллитов».

    «Те, кто мучают людей в тюрьмах, родятся калеками и паралитиками, и будут страдать от хронических нервных болей и ревматических болезней».

    «Бандиты и мародеры, а также все те, кто лишают людей их имущества, убивают и калечат их, будут жертвами эпидемий, тяжелых инфекционных болезней и им придется страдать от серьезных осложнений».

    «Родители, которые тиранят и беспокоят своих детей, отворачивают их от духовной практики и вынуждают их вести мирскую жизнь, страдают от острых болезней дыхательной системы, дифтерии, плеврита, пневмонии, и т.д.».

    «Мужья, которые бьют своих жен и родителей, которые бьют своих детей без понимания, страдают ишемической болезнью сердца, хроническими болезнями зубов и невритами».

    «Кто убивает или наносит повреждения другим с помощью отравляющих средств, страдает от укуса змей или скорпионов».

    «Гаруда Пурана» по этому поводу говорит:

    «Тот, кто ударяет ногой корову или святого рождается хромым и перекошенным».

    «Оградитель становится безумным».

    «Тот, кто ненавидит мать, отца и преподавателя (наставника), тот, кто ссорится с сестрой и братом, будет разрушен при нахождении в утробе матери, вплоть до тысячи рождений».

    Жадность, зависть

    В Пуранах по этому поводу говорится:

    «Тот, кто скупец и ростовщик, тот, кто разрушает, обедняет и ведет своих должников к голоданию через пени и завышенные проценты, страдает от туберкулеза».

    «Кто отказывается дать голодному человеку, который пришел к нему домой, страдает от заряжения крови и язвы желудка».

    «Спекулянты и черные торговцы страдают неизлечимой тучностью, слоновой болезнью и опухолями в животе».

    «Тот, кто завидует благосостоянию других людей, получает болезни глаз».

    Обман

    «Санньяси, которые ложно позируют публике и обманывают людей, будут рождаться импотентами, страдать от ужасных разочарований и сильных желаний наслаждаться удовольствиями».

    «Toт, кто обманывает массы через поддельные товары, получает хроническую диарею и расстройство желудка, болезни печени с анемией и недоеданием».

    «Тот, кто продает несвежие овощи и плоды, испорченную пшеницу и рис за высокую цену, выдавая их за свежие, получит облысение, лейкодермию, кариес зубов и кровотечения».

    «Тот, кто подмешивает минералы в зерновые и продает все это в общественных местах, тот, кто добавляет воду к молоку и продает это за такую же цену, как для чистого молока, страдает, кишечными коликами и гастритом».

    «Чиновники и служащие, правительственные саны, которые неправильно используют общественные деньги и производят ложные расчеты, страдают от отеков, вплоть от отеков мозга, различных лихорадок».

    «Служащие, те, кто притворяются работающими и, таким образом, обманывают своих руководителей, страдают от паралича и судорог конечностей».

    «Псевдосвятые, которые обманывают людей в святых местах паломничества и храмах, требуя деньги, одежду и продукты питания, прикрываясь при этом Богом, страдают от болезней, которые дают сильную тошноту, рвоту, хронические диареи, слепоту».

    «Гаруда Пурана»:

    «Тот, кто приводит ложного свидетеля, становится глухим».

    «Тот, кто хитростью или силой забирает участок земли, которая была предназначена не для него и обрекает, таким образом, кого-то на голод, будет рождаться шестьдесят тысяч лет, как червь в экскрементах».

    «Тот, кто обманывает друга, становится стервятником».

    «Тот, кто обманывает в продаже, становится совой».

    «Тот, кто говорит неправду, становятся заикой».

    «Тот, кто слушает неправду, становится глухим».

    Убийство

    «Гаруда Пурина»:

    «Убийца священника рождается туберкулезником».

    «Убийца коровы будет горбатым и ненормальным».

    «Убийца девственницы становится прокаженным».

    «Тот, кто живет насилием, кто грабит караваны на дороге и кто любит охотиться, становится козлом в доме мясника».

    Чанакья Пандит также указывает нам, кто быстрее всех движется к гибели или деградации:

    «Деревья на берегу реки, женщина в доме другого мужчины и цари без советников, без сомнения, идут к быстрой гибели».

    «Тот, кто дружит с человеком, чье поведение капризно, чье сознание нечисто, и кто заведомо жулик, быстро погибнет».

    «Женщина, которая бродит, неизбежно погибнет».

    «Неудовлетворенные брахманы, удовлетворенные цари, стыдливые проститутки и бесстыдные домохозяйки погибают».

    «Бездумный растратчик, бездомный мальчишка, бранящиеся торговец и человек, пренебрегающий своей женой и небрежный в своих поступках — все они вскоре придут к гибели».

    Воровство

    «Тот, кто присматривает себе чужую собственность, получает болезни глаз».

    «Гаруда Пурана»:

    «Тот, кто крадет драгоценные камни, рождается в семье деградантов».

    «Тот, кто крадет золото, получает болезни ногтей».

    «Тот, кто крадет любой металл, становится бедствующим».

    «Тот, кто крадет продукты питания, становится крысой».

    «Тот, кто крадет зерно, становится саранчой».

    «Тот, кто крадет воду, становится птицей».

    «Тот, кто крадет яд, становится скорпионом».

    «Тот, кто крадет овощи, и листья становится плотоядным».

    «Тот, кто крадет духи, становится ондатрой».

    «Тот, кто крадет мед, становится оводом».

    «Тот, кто крадет мясо, становится стервятником».

    «Тот, кто крадет соль, становится муравьем».

    «Кто крадет наркотики, плоды, цветы, становятся обезьяной».

    «Кто крадет ботинки, траву и хлопок, родится в матке овцы».

    «Тот, кто крадет ценные книги, рождается слепым».

    Гордость, тщеславие, неуважение старших

    «Кто угнетает других, держит их в постоянном рабстве чрезмерным тщеславием и гордостью, получает слоновую болезнь».

    «Сыновья, которые не повинуются своим отцам и тянут их в суд, получают лейкодермию и потерю зрения».

    «Гаруда Пурана»:

    «Тот, кто из гордости оскорбляет своего преподавателя или наставника, становится эпилептиком».

    Оскорбления Бога, писаний и святых людей

    «Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях, получит рак языка и станет глухим».

    «Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу, поучает желудочные язвы и рак».

    «Гаруда Пурана»:

    «Кто презирает Веды и священные писания, болеет желтухой».

    Чанакья Пандит:

    «Тот, кто поносит ведическую мудрость, кто отвергает образ жизни, рекомендованный в шастрах, и кто беспокоит миролюбивых людей, неизбежно доживет до беды».

    Неправильное исполнение своего долга (религиозного долга)

    «Гаруда Пурана»:

    «Тот, кто неправильно определяет совместимость при браке, становится безгубым».

    «Священник, тот, кто из-за жадности ест то, что не должно быть съедено, рождается с толстым животом».

    «Святые, которые не предлагают пищу Богу (не освящают) и едят все невежественные пищевые продукты без колебания и понимания вещей, станут дикими тиграми в пустынном лесу».

    «Священник, который не повторяет Имена Бога, тот кто не размышляет в сумерках о самоосознании, тот, кто внутри злой, в то время как внешне набожен, становится журавлем».

    «Священник, который исполняет не свои обязанности, прислуживает кому-то из выгоды, неправильно проводит обряды, становится собакой, а если он не думает о Боге, становится вороной».

    «Священник, который вместо Бога делает предложения вымышленному Богу (идолу), родится курицей».

    «Негодяй среди святых, который служит и поклоняется Богу ради богатства, становится птицей».

    Плохое поведение

    «Кто слушает непристойные песни и танцы, заболевает воспалительными процессами в ушах, имеет жужжащие звуки в ушах».

    «Падма Пурана», «Брахма Канда» 5.16:

    «Кто в предыдущей жизни не дал приюта тем людям, которые пришли в гости или попросили ночлега, и если он был зол с ними определенно, в следующей жизни такой человек будет немым».

    «Гаруда Пурана»:

    «Тот, кто негостеприимен, становится раздражительным и скандальным человеком».

    «Подстрекатель становится лысым».

    «Тот, кто общается с деградированными людьми и не придерживается религиозных правил, родится голубем».

    «Тот, кто отказывается от своей высокой культуры с рождения, порочит женщину из его семьи, становится гиеной, дикобразом или медведем».

    «Тот, кто берет в жены женщину из очень невежественной семьи, становится волом».

    Неправильное питание

    «Гаруда Пурана»:

    «Тот, кто ест мясо, рождается очень гневливым».

    «Потребляющий токсины, рождается с больными зубами».

    «Тот, кто ест сладости и не дает другим, рождается с толстой шеей».

    «Тот, кто предлагает умершем родственникам нечистые продукты, рождается больным проказой».

    «Тот, кто употребляет пищу отдельно от своей компании, становится одноглазым».

    «Кто продает мясо, рыбу, яйца, становится неудачником».

    «Тот, кто ест мясо, рыбу, яйца, становится болезненным».

    «Тот, кто сильно переедает, становится свиньей».

    «Тот, кто ест то, что предложено его умершим родственникам, родится собакой».

    Жизнь в невежестве и самоубийство

    «Гаруда Пурана»:

    «Кто живут в человеческом теле животной жизнью (думают только о еде, сексе, обустройстве, сне) родятся деревьями, возвратившись из ада. Затем снова родятся в человеческом теле, но очень низкого происхождения среди греховных людей и будут очень несчастными. Такие люди могут родиться или мужчинами, или женщинами, но с тяжелыми болезнями типа проказы, слепоты. Они будут печальными и постоянно склонными совершать грехи».

    «Тот, кто убивает себя, выпив яд, становится змеей».

    Чанакья Пандит даже советует шакалу, пытающемуся есть мясо такого человека, не оскверняться и отойти:

    «Шакал, отойди от тела этого человека, чьи руки никогда не давали милостыню, чьи уши не слушали голоса знающего, чьи глаза не замечали чистого преданного Господа, чьи стопы не ступали в святое место, чей живот наполнялся вещами, добытыми окольными путями, и чья голова держалась высоко от тщеславия. Не ешь его, о шакал, иначе ты осквернишься».

    Таким образом, мы имеем много свидетельств из писаний о том, за какие поступки как придется болеть и страдать.

    Вопрос: Всегда ли за определенный поступок человек будет получать определенный вид наказания?
    Ответ: Дело в том, что все поступки, даже на вид похожие, на самом деле очень разные. Поэтому закон кармы гораздо сложнее уголовного кодекса. В целом, мы не можем точно знать, за какой поступок каким образом мы будем страдать. Единственное, что мы можем знать точно — что получим столько же страданий по количеству и по качеству, сколько причинили их другим живым существам.

    Вопрос: А один раз попав на нижние планеты, достаточно ли хорошо человек осознает, что нужно начать жить по-другому или нет?
    Ответ: Все люди осознают это по-разному. Кроме того, на том, что он один раз побывал в аду, плохая карма может еще не закончится и ему придется с Земли отправляться туда вновь. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» , 3.31.32: «Поэтому, если человек снова встает на путь порока, попав под влияние тех, кто одержим желанием чувственных удовольствий, ищет любовных утех или потакает прихотям языка, он опять оказывается в аду» .

    Вопрос: А как определить, что человек вновь попадет на низшие планеты?
    Ответ: Об этом говорится буквально в следующем стихе «Шримад-Бхагаватам» , 3.31.33. Такой человек: «Он утрачивает правдивость и чистоту, лишается милосердия, сосредоточенности, духовного разума, стыдливости, аскетичности, славы, терпимости и способности владеть умом и чувствами, удачливости и всех прочих добродетелей» .

    Вопрос: Что человека заставляет так сильно деградировать?
    Ответ: В основном, разврат. Об этом также говорится в «Шримад-Бхагаватам», 3.31.35: «Никакая другая привязанность не способна так ослепить и подчинить себе человека, как (чрезмерная) привязанность к женщине или к общению с людьми, неравнодушными к женщинам (занимающимися развратом)» .

    Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой.
    Цицерон Марк Туллий

    Низость [поступка, поведения] непростительна.
    Неизвестный автор

    Так поступайте, чтобы жить счастливо.
    Неизвестный автор

    Только тот истинно учен, кто хорошо поступает.
    Изречение индийского неизвестного автора

    Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки.
    Конфуций (Кун-цзы)

    Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда сможет ли человек скрыть, что он из себя представляет?
    Конфуций (Кун-цзы)

    Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками. Длительные размышления и часто повторяемые действия создают привычку, после чего она становится постоянным правилом.
    Сюнь-цзы

    Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.
    Сюнь-цзы

    Необходимо нам поступать согласно тому, что больше услаждает нас.
    Аврелий Августин

    Добродетель есть воплощение добрых поступков, а грех - противоположное этому.
    Харибхадра

    Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.
    Абу-ль-Фарадж

    Прошлые поступки гораздо легче порицать, чем исправлять.
    Джованни Боккаччо

    Поступки - плоды помыслов. Будут разумные помыслы - будут хорошие поступки.
    Бальтасар Грасиан-и-Моралес

    Нередко нам пришлось бы стыдиться своих самых благородных поступков, если бы окружающим были известны наши побуждения.
    Франсуа де Ларошфуко

    Главное - это то, как человек сам оценивает свои поступки.
    Маргарита Наваррская

    Каждому человеку присуща свобода совершения любого поступка, т. е. того, что он сочтет наилучшим.
    Готфрид Вильгельм Лейбниц

    Большинство людей способно скорее на великие поступки, чем на поступки добрые.
    Шарль Луи Монтескье

    В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.
    Шарль Луи Монтескье

    Если какой-нибудь поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определенного душевного качества или характера; он должен проистекать из постоянных принципов нашего духа, распространяющихся на все поведение человека и входящих в его личный характер.
    Дэвид Юм

    Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.
    Жан Жак Руссо

    Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам.
    Жан Жак Руссо

    Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.
    Клод Адриан Гельвеций

    Рабский поступок - не всегда поступок раба.
    Георг Кристоф Аихтенберг

    Человек отражается в своих поступках.
    Иоганн Фридрих Шиллер

    Высший поступок - поставить другого впереди себя.
    Уильям Блейк

    В наших суждениях о людях мы должны остерегаться придавать большое значение случайным поступкам. Случайными добрыми делами слабые люди хотят вернуть себе собственное уважение, тщеславные - возвысить себя в глазах общества.
    Генри Тейлор

    Подобно тому, как мы определяем свои поступки, так и наши поступки определяют нас.
    Джордж Элиот

    Внешний поступок не отличается от внутреннего. В злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не добрым.

    Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.
    Георг Вильгельм Фридрих Гегель

    Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным.
    Георг Вильгельм Фридрих Гегель

    Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения.
    Иммануил Кант

    В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей.
    Иоганн Фридрих Шиллер

    Всякий безнравственный поступок, сделанный сознательно, оскорбляет разум; угрызения совести напоминают человеку, что он поступил как раб, как животное.
    Александр Иванович Герцен

    Чтобы умно поступать, одного ума - мало.
    Федор Михайлович Достоевский

    Объяснить и оправдать прежние поступки можно, лишь совершив новые.
    Ралф Уолдо Эмерсон

    Ссылаться на дурные поступки других - это умываться грязью.
    Жан Пети-Сан

    Когда человек совершает какой-нибудь неожиданный поступок, таковой обычно приписывают недостойным мотивам.
    Уильям Сомерсет Моэм

    К сожалению, не всегда удается поступать так, как считаешь правильным, не причинив боли другому.
    Уильям Сомерсет Моэм

    Человеческий поступок тем почетнее, лучше и великолепнее, чем отдаленнее его последствия.
    Джон Рескин

    Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.
    Фридрих Ницше

    Редко ошибешься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные - привычкой и мелкие - страхом.
    Фридрих Ницше

    Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившего. Для меня несомненно, что во все времена общество представляло поприще орлу, стервятнику и птахе, и стезя каждого была пролагаема согласно его нравственным склонностям.
    Чабуа Ираклиевич Амирэджиби

    Человек и его поступок - вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной - осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания.
    Мохандас Карамчанд Ганди

    Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению.
    Лев Николаевич Толстой

    Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит вражду и разъединение - он дурной.
    Лев Николаевич Толстой

    Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело.
    Антон Павлович Чехов

    Каждый охотнее говорит о себе: «я поступаю правильно», нежели «поступаю неправильно».
    Франц Брентано

    Выгоду от безнравственного поступка получает индивид, а моральный ущерб падает на общность.
    Георг Зиммель

    Слишком просто быть оригинальным, поступать не так, как все.
    Антонио Грамши

    Формулой можно описать только поступки не совсем свободной личности.
    Эрик Берн

    Да, хочу продолжить вчерашнюю тему.

    По поводу болезненного переживания ошибок и неудачных проб. Дело в том, что в нашей культуре не очень прижилось (по крайней мере, пока) представление о том, что «хорошие люди могут совершать плохие поступки». И вообще как-то не очень обыватель отделяет представления о «человеке» и «действиях человека». А ведь совершать неприглядные действия приходилось в жизни каждому. Ну да, просто абсолютно каждому. Абсолютно каждый или в детстве яблоки в соседском саду крал, или стырил в пять лет у двоюродной сестры полюбившегося пупса, или в юношеские годы приврал, чтобы отбить девушку у соперника… Ну что-то да было в личной истории у абсолютно каждого человека. Не каждому удалось прикарманить миллионы Газпрома, но без билета на трамвае хоть раз каждый проехался. То есть, никто не идеален, и каждый из нас со стыдом вспоминает какие-нибудь действия, которыми он отнюдь не гордится. И самое-то важное, что, в целом, несколько мелких пакостей из прошлого не делают человека мерзавцем. Особенно, если он сам знает, что был неправ, раскаивается и пытается загладить вину (не всегда возможно исправить последствия наших поступков, но осознание вины и раскаяние сами по себе мучительны). Каждый когда-то был неправ. Каждый когда-то поступал-таки дурно. А нормальные люди такими действиями еще и не гордятся.

    И, если совсем по-правильному, по-гуманистическому, то вот в чем дело: не стоит ставить знак равенства между поступком (особенно единичным поступком) и самим человеком, его натурой. Это, кстати, один из принципов здоровой педагогики: что хорошие дети иногда совершают плохие поступки . Нет, серьезно, швыряться кашей, капризничать или ломать чужие игрушки может каждый. И даже дурные поступки (и, в том числе, крайне неприятное - например, откровенное вредничанье) - в норме не повод переставать ребенка любить. Это же естественно - сказать ребенку что-то вроде: «Ты хороший. Я тебя люблю. Но твой поступок - дурной, злой поступок. Я ужасно огорчена твоим поведением, мне грустно и тяжело. Я надеюсь, ты не будешь так больше поступать. И я тебя люблю». Почувствуйте разницу между этими словами и пафосным: «Я теперь тебя больше не люблю! Тот, кто так поступает - не мой сын больше!». Как способ драматично навек отречься от предателя Отечества, юного Павлика Морозова - это вариант. Как метод воспитания, например, для того, чтобы ваш ребенок больше не крал деньги у бабушки из кошелька - ох, ну вот как-то не очень. Не очень подходящий метод.

    Знаете, ведь эта простая формула - о «хороших людях, иногда совершающих плохие поступки» - она ведь дает огромные, просто огромные возможности для изменения поведения . Согласитесь сами: одно дело - перевоспитать дурного, подлого по своей натуре негодяя. А другое - уговорить хорошего, в общем-то, человека не совершать больше неких плохих действий. Изменить поведение ведь существенно проще, чем в корне перевоспитать порочное создание, не так ли? А в итоге в выигрыше - все: и ребенок, которого не лишают любви, даже если он вел себя плохо; и родители, которым проще с дитятей договориться; да и все окружающие, которые в итоге будут иметь дело не с мелким правонарушителем, а с оступившимся, но в целом хорошим человеком.

    Конечно, такой воспитательный подход вряд ли будет применим к конченным социопатам, которым в кайф живых котят на деревьях вешать и бабочкам крылышки обрывать. Но для тех читателей этих строк, кто не социопат, мне кажется, будет куда как веселее считать свой единичный проступок - именно проступком, разовым упущением, а не проявлением сидящего внутри мирового зла. Не обижайте сами себя, друзья. Вы имеете право считать свои ошибки - всего лишь неправильными действиями, то есть, легко исправимыми поступками, а не, например, проявлением лузерской натуры.