Описание сигналов в области рта и подбородка. О чем говорят ваши жесты? Почему человек поджимает губы когда говорит

Последнее обновление: 14/05/2014

Язык тела как раз и относится к невербальным сигналам, которые мы используем в процессе общения. По мнению экспертов, эти сигналы составляют огромную часть ежедневного общения. При помощи нашей мимики, наших движений можно передать значительные объёмы информации.
По данным разных исследователей, посредством языка тела осуществляется от 50 до 70% всей коммуникации. Понимание языка тела важно, но не менее важно помнить и о других факторах (контекст, например), а также обращать внимание на сигналы в совокупности.

Мимика

Задумайтесь на минуту о том, сколько информации человек передать с помощью всего лишь лица. Улыбкой можно выразить одобрение или счастье, а хмурый взгляд, наоборот, расскажет о неодобрении или трудностях. В некоторых случаях, наше выражение лица может проявить наши истинные чувства по поводу конкретной ситуации. Даже если Вы скажете, что чувствуете себя хорошо, взгляд Ваш может сказать людям об обратном.
При помощи мимики можно выразить:

  • счастье;
  • печаль;
  • гнев;
  • удивление;
  • отвращение;
  • страх;
  • волнение;
  • желание;
  • презрение и т.д.

Исследователь Пол Экман доказал универсальность различных выражений лица, привязав их к конкретным эмоциям - включая радость, гнев, страх, удивление и печаль.

Глаза

Глаза часто называют «зеркалом души» за их способность много рассказать о том, что человек чувствует или думает. Когда Вы беседуете с другим человеком, внимание к движению его глаз - естественная и важная часть процесса коммуникации. Среди общих деталей, на которые мы обращаем внимание - зрительный контакт (человек смотрит Вам прямо в глаза или избегает встречи с Вашим взглядом), частота мигания, степень расширения зрачков. Поэтому, анализируя невербальные сигналы человека, обратите своё внимание в первую очередь на них:

  • Зрительный контакт. Если человек смотрит прямо в глаза во время беседы, это может указывать на его интерес и внимание. Тем не менее, длительный контакт может означать и угрозу. С другой стороны, опущенный взгляд и частое обращение в сторону могут означать, что человек отвлекся, ему неудобно, или он пытается скрыть свои истинные чувства.
  • Мигание. Это естественное движение; тем не менее, нужно обращать внимание на частоту мигания. Люди мигают чаще, когда они испытывают огорчение или дискомфорт. Редкое мигание может означать, что человек намеренно пытается контролировать свои движения глаз. Например, игрок в покер может мигать реже, чтобы скрыть возбуждение, вызванное комбинацией в его руках.
  • Размер зрачка. Один из наиболее тонких сигналов - тот, что глаза передают посредством изменения размера зрачков. Хотя на размер зрачков влияет и уровень освещённости, иногда небольшие изменения в размере зрачка могут быть вызваны эмоциями. Например, «томный» взгляд, показывающий влечение к другому человеку.

Рот

Выражения и движения губ также могут оказаться полезными при чтении языка тела. Например, покусывание нижней губы может означать, что человек испытывает беспокойство, страх или неуверенность.
Прикрывая рот, человек может всего лишь проявлять вежливость - если он зевает или кашляет; но в некоторых случаях это может выдать, например, попытку скрыть правду. Улыбка - пожалуй, один из самых выразительных сигналов, но даже её можно интерпретировать по-разному. Улыбка может быть искренней или же использоваться для выражения поддельной радости, сарказма или даже цинизма. Важно обращать внимание на следующие сигналы:

  • Поджатые губы. Они могут служить индикатором отвращения, неодобрения или недоверия.
  • Покусывание губ. Люди кусают губы, когда волнуются, испытывают тревогу или стресс.
  • Прикрытый рот. Когда люди хотят скрыть эмоциональную реакцию (особенно на то, что говорят они сами), они могут прикрыть рот ладонью, чтобы скрыть улыбку или усмешку.
  • Движение уголков губ. Небольшие изменения положения губ также могут стать едва уловимыми индикаторами состояния человека. Если уголки губ слегка приподнять, человек, скорее всего, чувствует себя счастливым и настроен оптимистично. Если они слегка опущены, это может означать печаль, неодобрение или неприязнь.

Жестикуляция

Жесты - самые очевидные из сигналов. Есть распространенные и простые для понимания жесты, однако есть и такие, которые в зависимости от культуры приобретают различный смысл. К самым распространённым жестам относят:

  • Сжатый кулак. Он может указывать на гнев или солидарность.
  • Пальцевые жесты. Их используют в качестве жестов одобрения и неодобрения.
  • Жест «OK». Большой и указательный пальцы, образующие кольцо, и выпрямленные другие три пальца можно, конечно, использовать в значении «всё хорошо». Однако в некоторых частях Европы тот же самый сигнал используется для обозначения презрения, а в некоторых странах Южной Америки этот жест приобретает вульгарное значение.
  • Жест «Виктория». В некоторых странах означает мир или победу. А вот в Великобритании и Австралии он приобретает агрессивное значение, если тыльная сторона ладони обращена наружу.

Руки и ноги

Положение рук и ног также может принести пользу при анализе невербальных сигналов. Скрещённые руки могут показывать защитную реакцию, скрещённые ноги - неприязнь или дискомфорт. Если человек стоит, поместив руки на пояс, это, скорее всего, означает, что он готов к чему-то и контролирует себя, также этот сигнал может свидетельствовать о его агрессивности. Руки за спиной держит человек скучающий либо испытывающий беспокойство либо гнев. Быстрые движения пальцев или суетливость могут быть признаком того, что человек скучает, нетерпелив или разочарован.

Поза

Положение нашего тела - важный элемент невербальной коммуникации. Термин «поза» подразумевает не только положение тела, но и общую физическую форму человека. Осанка может много рассказать о том, как человек себя чувствует, а также намекнуть на личностные характеристики - уверенность в себе, открытость, покорность.
Сидя прямо, например, человек ориентирован и обращая внимание на то, что происходит вокруг него. Сидя, согнувшись вперед, человек показывает свою скуку или безразличие.
Открытая поза указывает на дружелюбие и готовность к контакту, закрытая - на враждебность, негативное отношение и тревогу.

Личное пространство

Вы когда-нибудь слышали, как кто-то заявляет о своей потребности в «личном пространстве»? Когда-нибудь Вы начинали чувствовать себя неловко, если кто-то стоял слишком близко к вам? Проксемика имеет дело с расстоянием между людьми, а также с использованием ими этого расстояния. Так же, как движения тела и мимика, пространство между людьми может рассказать об их взаимоотношениях очень многое.
Антропологу Эдварду Т. Холлу удалось описать уровни социальной дистанции, характерные для различных ситуаций:

  • Интимная дистанция (до 45 см). Такое расстояние часто указывает на тесные отношения или комфорт, существующие между людьми. Для этой зоны характерны проявления дружеского или интимного характера - объятия, шёпот или прикосновения.
  • Личностное расстояние (от 45 см до 1,2 м). Такое расстояние характерно обычно для людей, которые являются членами одной семьи или близкими друзьями. Чем ближе друг к другу люди могут комфортно находиться во время общения, тем более близкие отношения между ними.
  • Социальная дистанция (от 1,2 до 3,6 м). Это расстояния характерно для общения знакомых друг с другом людей. С тем, кого Вы знаете достаточно хорошо, например, коллегой, Вы можете чувствовать себя комфортно на более близком расстоянии. Если же Вы знаете другого человека недостаточно хорошо, например, почтальона, Вам будет более комфортно общаться с ним на расстоянии около 3,6 м.
  • Общественное расстояние (более 3,6 м). Такое расстояние используется для публичных выступлений. Беседа с классом, полным студентов, или презентация на работе - хорошие примеры такой ситуации.

Важно также отметить, что дистанция, при которой люди чувствуют себя комфортно, может варьироваться от культуры к культуре. Один из примеров - разница между культурами стран Северной и Южной Америки. Население стран Латинской Америки склонно чувствовать себя более комфортно, находясь ближе друг к другу во время взаимодействия, в то время как в Северной Америке людям нужно больше личного расстояния.

«Жест есть не движение тела, а движение души»

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать: Теория лжи

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица , сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не, соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

Как правило, жест сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
  • сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
  • поглаживание подбородка — момент принятия решения;
  • суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
  • пощипывание ладони — готовность к агрессии;
  • покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
  • всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
  • собирание ворсинок с одежды — жест неодобрения;
  • оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
  • слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • наклон головы набок — пробуждение интереса;
  • быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
  • постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
  • явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Кандидат физико-математических наук, начальник отдела анализа внешней среды Европейского трастового банка.

Жесты и мимика человека:

Как уже вскользь упоминалось, рот имелся даже у простейших организмов. Он представлял собой их единственную связь с внешним миром, так как они не имели ни глаз, ни ушей, ни других органов ощущения. Поэтому нет ничего странного в том, что при увлеченности, как и при удивлении, зачастую частично или полностью открывается рот. И наоборот, можно наблюдать, как закрываются губы, когда не хотят общения. Наглядный пример - уже упоминавшаяся неодобрительная гримаса, вызывающая складки вокруг рта.

Сжатые губы также могут указывать на отсутствие желания выпускать что-либо «наружу», например, когда кто-нибудь не хочет или не может внешне проявить какое-либо чувство, боится выболтать тайну, не желает, чтобы с губ сорвалась какая-нибудь колкость или «выскользнула» потаенная мысль.

Когда вы выполняли оба эксперимента по образованию складок на лбу, то рот вы воспринимали в качестве вторичного признака. Если же вы, напротив, будете обращать внимание на положение рта, то глаза и сигналы в области лба будут относиться ко вторичным мимическим признакам.

В наш эксперимент с образованием вертикальных складок лба всегда включался и рот человека. В следующем эксперименте вам придется в еще большей степени проявить свою наблюдательность и реализовать многие навыки, полученные во время предыдущих упражнений. Лица ваших «подопытных» будут излучать массу мимических сигналов. Но вам следует обращать внимание главным образом на рот, остальные сигналы будут в вас входить бессознательно как вторичные.

Мимика рта: эксперимент

Когда мы делаем какое-либо усилие, то обычно закрываем рот. Некоторые оскаливают зубы, другие сжимают губы (часто даже кривят рот). Когда вы в следующий раз пригласите к себе компанию друзей, попробуйте проделать следующее: возьмите три монеты и покажите их друзьям со словами: «Кто может, удерживая в руке эти три монеты, одновременно передвинуть среднюю монету вниз, ни на что не опираясь этой рукой? Причем все действия нужно проводить без помощи второй руки». Затем передайте монеты желающему. После этого у вас появится возможность наблюдать сигналы, которые встречаются не только в ситуациях, когда человек что-то делает впервые, то есть требующих повышенной сосредоточенности, но также и в повседневной жизни.

Уголки рта

Важнейший элемент, влияющий на выражение лица, это уголки рта. На картинке ниже вам предлагаются три «лица», на которых отсутствует рот. Вы должны к лицам А, Б и В дорисовать соответствующие рты а, б и в:
а: едва заметное поднятие уголков рта;
б: ровный, спокойный рот, уголки его ни подняты, ни опущены;
в: едва опущенные уголки рта.

Если вас поразили те отличия, которые произошли из-за вроде бы столь незначительных изменений, тогда запомните:
Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.

Невозможно ни поднять, ни опустить угол рта ни на один миллиметр, не приведя одновременно в движение и другие мышцы лица.

Радостно-довольное лицо и угрюмо-неодобрительное в целом производят очень разное впечатление (см. рис. 8).

Поэтому информация, относящаяся к положению уголков рта, интерпретируется только вместе с другими сигналами.

Мы уже рассматривали, что означают мгновенно сжатые губы. Здесь речь должна идти о людях, которые сжимают рот так часто, что у них у уголков рта образовались глубокие вертикальные линии. Мы уже упоминали, что эти линии могли возникнуть в результате болезни или тяжелой судьбы, но часто эти линии являются результатом примерно такого жизненного пути: в юности этот человек имел «великие планы» (у молодых людей уголки рта, скорее, подняты вверх). Затем эти люди теряли одну иллюзию за другой. Они пережили период фрустрации и разлада, все больше и больше стали замечать, как большинство их стремлений, желаний и надежд ускользает. Это постепенно отравляло их жизнь. В зрелые годы такие люди часто уже имеют тонкие линии, отходящие от губ. Позднее уголки рта хронически опускались, губы сжимались и все это закреплялось положением мышц. И вот мы уже видим спускающиеся вниз, глубоко «врезавшиеся» линии. Так что этот хронически сжатый рот часто характеризует недовольных или несчастных, потерявших иллюзии людей, которые в настоящее время уже вряд ли способны на что-либо конструктивное. Такие люди часто испытывают жалость к самим себе и ищут во всем только негативное, считая, что ничего хорошего быть уже не может. Но имеется еще и другой вид сжатых губ - «надутые», стянутые «бантиком», словно их хозяин готовится к выступлению на конкурсе художественного свиста.

Сжатые губы

Эрик Берн в одной из своих книг предлагает эксперимент, в котором работают не только мышцы лица, но и мышцы спины (вместе с уголками рта). Сядьте (если вы в данный момент не сидите) и напрягите мышцу заднего прохода. Теперь слегка наклонитесь вперед и попытайтесь встать, ни на что не опираясь и не теряя контроля над сильно ущемленной мышцей заднего прохода.

Стоп.

Ну, что ж, достаточно ли вы любопытны, чтобы это испробовать? Тогда вы непременно почувствуете, что напряжение через позвоночник передается вверх к вашим губам. Так стянутые вместе и при этом слегка заостренные губы есть другая форма сжатых губ, нежели когда вы сжимали губы, держась прямо, и при этом уголки рта были опущены. Эта форма у американцев называется «tight-ass».

Если американец о ком-нибудь говорит, что он «tight-ass», то тем самым он имеет в виду различные вещи. Во-первых, этот человек может быть «внутренне зажат», то есть он в своих проявлениях не открыт и не свободен. Во-вторых, он может быть преувеличенно сдержан (а заодно и жаден). Наконец, это слово обозначает также любого человека, который придерживается строгих моральных требований и одновременно осуждает тех, кто достаточно вольно обходится с этими требованиями. Так трезвенник поучает любителя выпить, что алкоголь - это яд и самое что ни на есть лучшее - бросить это глупое занятие. Так же старая дева осуждает ветреность молодой любви...

Дальше мы еще будем говорить о том, как в народе объясняют взаимосвязь физического и психического перенапряжения. Все, кто задумывается над взаимной зависимостью физического и психического, испытывают, по крайней мере, удивление перед нашим телом. Как в нем все взаимосвязано: например, при возбуждении уменьшается электрическое сопротивление кожи; гормоны зависят от настроения и в свою очередь влияют на него, и т. д. Поэтому я предпочитаю восточную установку, которая вместо «я имею» заявляет:
Я есть мое тело.
Точно так же у наших ближних «есть» их тело. Поэтому, когда мы общаемся (и даже когда мы одни), наше тело «участвует в разговоре» на правах «самостоятельного» собеседника.

Что же касается уголков рта, то они представляют собой не только инструмент передачи информации (многие могут «считывать» с наших уголктов рта то, что не может быть услышано), но через них осуществляется в высшей степени эффективная связь взаимных влияний физического и психического.

Улыбайтесь!

В Китае есть поговорка: «Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин». Тем самым восточная мудрость не только считает, что угрюмый хозяин магазина отрицательно действует на покупателей (которые могут больше не прийти), но в ней просматривается мысль, что человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже человек «плохой». У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недоволен и т. д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни работал: в торговле, в промышленности, в сфере обслуживания, да и в любой другой области.

Отсюда понятно, почему «камнем преткновения» для американских менеджеров являются не только «продавцы», которые не умеют улыбаться, но и их руководители. Можно было бы сказать так: начиная со среднего уровня руководства не вполне целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.

И еще один эксперимент, просто поразительный по своим результатам: в следующий раз, когда у вас состоится неприятный разговор, вскоре после которого вам предстоит еще один деловой визит, попробуйте улыбнуться перед тем, как пойти на эту встречу. Между разговорами постарайтесь найти укромное местечко и там, за закрытыми дверями (чтобы никто вас не видел), провести этот опыт.

На первый взгляд этот совет выглядит полным абсурдом. Во-первых, вам сейчас совсем не до смеха, и во-вторых, вы знаете, что в любом случае получится разве что гримаса, а никак не улыбка. Это так и не так. Пусть будет «гримаса», «вымученная улыбка», «комичная ухмылка», но все же заставьте уголки вашего рта подняться! Это вызовет цепную реакцию взаимных влияний языка тела и чувств. Если вы удержите на своем лице «ухмылку» хотя бы секунд двадцать, то неожиданно для вас начнет изменяться и ваше состояние! Сначала вам ваша ухмылка покажется «смешной». Затем она превратится в слегка «вымученную» улыбку; ну а от нее уже совсем недалеко и до «искренней улыбки»!

Затем вы осознаете, что опять способны ясно мыслить.

А все потому, что вы успокоились. И вот вам уже кажется, что тот, на кого вы только что сердились, не так уж и виноват, что он «не знал», «не хотел» или в этот момент «не мог» иначе.

Между тем ваша «улыбка» приобрела более «светлый» оттенок.

Если вы теперь направитесь на встречу со следующим партнером, то, конечно, не будете светиться от счастья, но все же у рта не будет и складок неудовольствия, которые могли бы в свою очередь вызвать отрицательную реакцию партнера; а значит, у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут продуктивно.

Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на большинстве скульптурных изображений Будды).

Открытый рот

Припомните наш эксперимент, во время которого вы пробовали снять напряжение мышц рта. Вспомните также слова Фельденкрайса, из которых следует, что необходимо «повесить» расслабленную нижнюю челюсть, чтобы определенные мышцы осознанно (а обычно бессознательно) не подтягивали ее вверх. «Цивилизованный» человек никогда не расслабляет свой рот. Разве что во сне, причем это расслабление может зайти так далеко, что у людей мягкое нёбо становится «рыхлым» и при этом могут возникнуть в высшей степени комичные звуки.

Но во время бодрствования мы никогда не держим рот полностью открытым; это бывает разве что у «деревенских дурачков» - в высшей степени неприятная ассоциация. Таким образом, мы предпочитаем закрывать рот в соответствии с нормой, которая заложена в нас воспитанием. А значит, постоянно закрытый рот - это приобретенное качество нашего поведения, но никак не врожденное!

С этой точки зрения приоткрытый рот действует как сигнал тела, наводящий на мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно упомянуть следующие:
1. Удивление.
2. Испуг.
3. Готовность что-то сообщить.
4. Приподнятое и располагающее состояние души.
Одновременно некоторые авторы часто характеризуют открытый рот как признак «отсутствия целеустремленности» и «дурного характера», так как исходят из закрепленного в западной норме правила («рот должен быть закрыт!»). Я заостряю на этом внимание (прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос в главе 9), чтобы предостеречь от возможной серьезной ошибки при интерпретации поведения людей иной культуры, когда вы считаете за истину, что другие всегда должны реагировать так же, как и вы сами. Да, открытый рот может указывать на отсутствие целеустремленности (это зависит, конечно, от вторичных признаков), но это вовсе не значит, что этот человек вообще не способен быть по-деловому собранным, хотя его рот и открыт (по меньшей мере, время от времени).

Черты горечи вокруг рта

Попробуйте проделать следующий мини-эксперимент. Подойдите к зеркалу и съешьте что-нибудь горькое или пососите пропитанный какой-нибудь горькой жидкостью кусок хлеба. (Если выпить что-то горькое, то можно не увидеть столь ясной реакции, так как емкость, из которой вы будете пить, закроет рот.)

Понаблюдайте (при многократных пробах), во-первых, за тем, что вы видите, и во-вторых, за изменением ощущений во рту.
Стоп.
Попробовали? Тогда вы наверняка обратили внимание, что при ощущении горечи во рту ваш язык отодвинулся как можно дальше от нёба, а нижняя челюсть одновременно подалась вниз, хотя губы при этом остались сомкнутыми.
Снаружи это проявляется в виде определенной мимики в области рта, с трудом поддающейся описанию и определяемой как черты «горечи».

Эта горькая гримаса встречается, конечно, и в тех случаях, когда мы чувствуем что-то «горькое», при определенных неприятных чувствах, как, например, чувстве мерзости, отвращения, презрения. Впрочем, это действует даже тогда, когда мы это только представляем! Когда вы что-то увлеченно читаете и при этом встречаете слово «мерзость», то, если вы достаточно прониклись этим ощущением, на вашем лице можно заметить те же черты горечи.

Люди, к лицу которых «прилипла» эта, как иногда говорят, «мина горечи», своим страдающим видом вызывают у наблюдателей сходное чувство. Поэтому обычно таких людей стараются избегать.

Черты удовольствия вокруг рта

Теперь, также перед зеркалом, попробуйте съесть что-нибудь сладкое, чтобы почувствовать и увидеть воспринимаемые сигналы сладости (естественно, когда исчезнет привкус горечи, оставшийся от предыдущего опыта...)
Стоп.
Вы видели, как ваши губы плотно сжались и сдвинулись перед зубами? Конечно, такие черты встречаются также и в момент радости или чего-нибудь приятного. Впрочем, это все достаточно очевидно, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.

Подбородок

Подобно сигналам ушей, щек и носа, мимические возможности подбородка довольно ограничены и для большинства наблюдателей едва ли заметны, особенно когда лицо расположено к наблюдателю не в профиль, а в анфас. По существу можно лишь сказать следующее: в момент целеустремленного действия подбородок вытягивается вперед (попробуйте как-нибудь в такой момент взглянуть на себя в зеркало), в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут назад.
В заключение раздела, рассматривающего сигналы рта, стоит еще указать на то, что интонация производится преимущественно ртом и только отчасти гортанью или грудью. Таким образом, аспект интонации можно было бы с не меньшим успехом рассматривать как подраздел мимики: обратите внимание на положение рта, когда вы произносите «о-о-о-о» или «и-и-и-и».

Наряду с глазами рот является наиболее выразительной частью лица. Наука физиогномика позволяет по размеру и форме рта определить внутреннюю энергию человека. Большой рот и опущенные уголки губ говорят о сильной воле, то есть на такого человека трудно повлиять. Хотя мнение в отношении уголков рта довольно неоднозначно. Чарльз Дарвин, например, считал, что опущенные к низу уголки рта свидетельствуют о плаксивом настроении или депрессии. По другому мнению, обладатель небольшого дугообразного рта со слегка опущенными уголками сентиментален и раним. Приподнятые уголки губ соответствуют простодушной, добросовестной и умственно одаренной натуре.
По мнению физиогномистов, маленький рот свидетельствует о слабом характере и озабоченности в борьбе за выживание. Японцам, например, импонирует большой рот у мужчин и маленький у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, а это очень не нравится волевым мужчинам.

Замечено, что плотно сжатые губы и стиснутые зубы говорят о настойчивости человека. Плотно закрытый рот - о целеустремленности и решимости. Напротив, открытый рот, особенно с отвисанием нижней челюсти, выражает снижение психической активности. Симметричное, без перекосов открытие рта свидетельствует о сбалансированности эмоций.

Одним словом, можно сказать, что большой рот является свидетельством смелости и в тоже время лживости, маленький - боязливости, а также и скромности, сжатый - твердости, открытый рот - глупости.

Также большое значение в физиогномике придается величине, форме и цвету губ. Представители различных школ физиогномистов по-разному трактуют. Например, по данным одной школы, толстые и большие губы говорят о насмешливости и разуме, тонкие и маленькие - о лживости и лукавстве. Толстая верхняя губа - о несправедливости, длинная нижняя губа - о влюбчивости и разуме. Губы сердечком - о решительности и активности, а втянутые губы - о доверчивости и плохом состоянии дел.

По данным другой школы физиогномистов, различаются различных видов губ, главным образом у женщин:

Губы бантиком - самые женственные. Они свидетельствуют об обаянии, кокетстве, чувственности и в то же время о неискренности и лживости. У мужчин это признак тщеславия и легкомыслия;

Сочные губы бывают у живых, разговорчивых, открытых людей, которые быстро приобретают друзей, легко приспосабливаются к любой ситуации и отличаются темпераментом и чувственностью;

Маленькие губы - нежные, тонкие, с мягкими линиями, говорят о великодушии, уме, честности и скромности;

Тонкие губы - холодные, но очаровательные. Они выдают натуру страстную, очень нежную, но иногда слишком сдержанную. Такого человека трудно увлечь, в любой ситуации он красноречив и остроумен. Слишком тонкие губы бывают у жестких людей, способных на подлость;

Гармоничные губы - тонко прорисованные и несколько ироничные, могут принадлежать поэтессе и интеллектуалке, умеющей сочетать реальность с сентиментальностью;

Несимметричные губы - за счет большой верхней губы принадлежат властному, сухому человеку с рациональным разумом и лишенному эмоций. Если нижняя губа при этом поджата, то это свидетельствует об импотенции у мужчин и фригидности у женщин;

Толстые (пухлые) губы - одновременно признак чувственности и твердости характера, отличительные черты которого - великолепный контроль над собой, непоколебимое спокойствие и потребность в удовольствиях.

Таким же образом по форме рта, точнее по изгибу губ в момент поцелуя, можно оценить характер и темперамент своего избранника или партнера. "Геометрия губ" во время поцелуя является прекрасным материалом для серьезного научного изучения. Еще в начале XX в. был разработан точный тест, основанный на выявлении манеры поцелуя: испытуемый покрывает свои губы помадой и вместо приятных губ или щеки "целует" белый лист бумаги. Идентификация оттиска такого поцелуя позволит узнать человеку о характере и отношении к нему его (или ее) избранника.

Различные оттиски губ в момент поцелуя и их идентификация:

А - рот в форме правильного круга: партнер заслуживает полного доверия;

Б - рот в форме деформированного круга: влечение к Вам несерьезное;

В - рот в форме полукруга: партнер искренен, но без особых гарантий;

Г - рот в форме деформированного полукруга: обещания, данные в горячке, будут сдержаны;

Д - рот с ровной горизонтальной линией: партнер с добрым большим сердцем;

Е - рот в форме разорванного каре; партнер садо-мазохист;

Ж - рог с деформированной вертикальной линией: очень боязливый партнер;

З - линии рта в форме правильного зигзага: партнер, ненавидящий Вас.

Каждый ваш жест, какой бы вы ни делали, что то означает. Наклон головы, почесывание, ерзанье — за этим стоит внутренее состояние собеседника. Как читать язык жестов и поз вашего тела? Несколько от эксперта.

Вот некоторые жесты лица

Фотография 1. Убирание волос с лица. Этот жест — комбинация и волнения, и флирта, помогает привлечь внимание к вам и вашим женским достоинствам (шее и лицу). Не удивительно, что этот жест часто используется.

Улыбка. Улыбка только тогда на 100% улыбка, когда задействуются мышцы глаз. Люди, которые только скалятся (приоткрывают зубы) более 5 секунд или задействуют только мышцы губ скорее всего притворяются. Часто улыбаясь на рабочем месте, вы можете прослыть не совсем серьезной.

Мигание. Частота мигания обычного состояния 6-8 раз в минуту. В состоянии стресса вы будете мигать чаще и резче. Если хотите узнать как он относится к вам: волнуется или вы ему безразличны присмотритесь к миганию. Его глаза вам расскажут правду.

Фотография 2. Положение губ. Кусание, посасывание или лизание губ означает, что человек находится под давлением или человек находится в неловком положении и пытается вернуть комфортное состояние или успокоить себя.

Чесание носа. Не попадитесь в сети вранья. Когда человек врет, это сопровождается выбросом адреалина. По этим причинам расширяются капилляры, которые служат причиной чувства, что нос чешется. Другим четким сигналом вранья является упорный взгляд на вас. Человек старается и переутруждается в попытке остановить бегающие глаза.

Стрельба глазками. Это стремление завлечь в свои сети, обычно используется в отношениях парень-девушка, отражает смятение в вашей голове. Нравлюсь ли я ему? Нравиться ли он мне? Хочу ли я, чтоб он подошел ко мне? Кроме того, в отличие от прямого взгляда, бегающие глаза являются защитной мерой. Если он не подойдет, будете ли вы считать себя отверженной?

Кивание головой. Если вы будете кивать головой, а особенно, если 3 раза подряд, то говорящий будет чувствовать вашу заинтересованность в его словах и это удлинит его ответ. Совет для мудрых: кивни один раз, если хочешь закончить разговор.

Фотография 3. Закрывать глаза. Если вы прикрываете глаза веками дольше, чем в процессе мигания, это значит, что хотите получше запомнить, сохранить визуальные и слуховые сигналы. Это механизм защиты мозга от обработки, чего-то излишнего или опасного.

Опускать глаза вниз. Этот кроткий жест означает бессознательную ставку на общественную поддержку, любимая тактика маленьких детей или, например, принцессы Дианы. Это часто вызывает родительский ответ. Если это делает кто-то по отношению к вам, то это значит, что ищет поддержку у вас.

Поджимать губы. Сужение очертания рта явный признак гнева. Потому что, если человек в своем уме он никогда не сможет симитировать такую реакцию.

Фотография 4. Наклон головы. Наклонив голову в сторону, когда слушаете рыдания подруги вы выражаете чувства, что вникаете в ее проблемы. Вы хотите выслушать каждое ее слово.

Поднимание и излом бровей. Поднятие одной или двух бровей означает ваше любопытство, интерес и удивление. Когда брови опускаются вниз это означает смятение и страх. Если вы безразличны к словам и поступакам ваши брови остаются на обычном месте.

Читаем жесты тела

Фотография 1. Стойка, ноги вместе. Эта консервативная позиция означающая уважение к собеседнику.

Ноги направлены к объекту внимания. Вы слушате своего начальника. Обычно выши ноги направлены в сторону собеседника, который привлек ваше внимание. Когда вы беседуете вдвоем и подходит третий, если вы готовы или приглашаете, чтобы он принял участие в разговоре ваши ноги занимают примерно положение под углом 45 градусов к собеседникам.

Фотография 2. Ноги врозь . Ноги врозь на ширине плеч направлены на собеседника, руки уперты в бока. Позиция доминирования и определенности. При отстаивании своей твердой позиции в споре или обсуждении. Для убедительности руки упираются в бока.

Наклоны. Здесь ничего сверхестественного. Вы подаетесь в сторону людей, которые вам нравяться и отклоняетесь от людей, которые не нравятся. Обратите внимание на позицию вашу и собеседника. Если вы оба стремитесь друг к другу вы оба наклонены друг к другу. Это создает доверие.

Фотография 1. Перенос веса тела с ноги на ногу в стороны или перенос веса с носков на пятки. Перенос веса тела с ноги на ногу в стороны или вперед-назад означает, что вы себя хотите успокоить, привести в норму, потому что вы расстроены или в тревоге. Такое физическое состояние отражает и внутренее состояние души вы не можете однозначно занять позицию готовы и на то и на это.

Массирование лба или мочек ушей. Это успокаивающее движение внутреннего источника тревоги или беспокойства. Например, вы сидите в аудитории и ожидаете, что сейчас вас вызовут отвечать. Когда вы сидите это может выражаться в обхватывании себя руками или поглаживании бедер. Движения интуитивно направлены на снижение артериального давления и снижения пульса сердца.

Фотография 2. Срещивание рук на груди. Означает, что вы не будете быстро принимать решение. Эта поза не означает гнев, но в сочетании со скрещенными ногами это будет оборонительная поза. Обратите внимание на окружающую обстановку. Обычно это обозначает, что человеку холодно, а бывает, что некоторым так стоят просто удобно.

Читаем жесты руки

Ваши ладони раскрыты. Раскрытая ладонь говорит о том, что вы готовы к новым идеям. Если держите руки ладонями вниз и сжимаете в кулаки это означает, что у вас сильная позиция, но не гибкая.

Потирание ладоней. Вы не выходите из под конроля над собой. Те, кто при разговоре жестикулируют, кажутся энергичными, приятными и теплыми, кто жестикулируют меньше кажутся более логичными и аналитическими. Жесты могут обманывать слишком энергичные жесты означают слабую позицию. Если боитесь показаться слишком экзальтированными, во время разговора держите что-нибудь в руках.

Прятать ладони. Прятать ладони либо между колен, либо в карманах, либо держать их за спиной означает, что собеседник пытается скрыть, обмануть. Он может говорить одно, но на уме у него другое.

Грызть ногти. Грызть ногти признак неуверенности в себе, слабости. Для сдерживания от этой привычки попытайтесь сплести пальцы рук и появление уверенности.

Жесты ног

Пальцы ног смотрят внутрь. Даже если вы сидите прямо, плечи выровнены — все жесты открытой позы тела, вас могут выдать пальцы ног. Если большие пальцы ног смотрят друг на друга, то это означает, что вы что-то скрываете, чувствуете себя неловко или в небезопасности.

Ерзанье. Когда вы чувствуете, что не знаете куда поставить ноги, переминаетесь с носков на пятки это означает, что у вас есть внутренее напряжение, а движения направлены на снятие этого напряжения. Практический совет для скрытия, хотя бы ноги держать скрещенными.