Психологические травмы и их маски. Кто есть кто в организации? Про маски, которые мы носим ежедневно Человек меняющий маски как его называют

07
Июл
2015

Улыбка, которая скрывает душу.

Существует много методов, с помощью которых мы можем защитить наши личные зоны. Одним из них является использование масок. Лицо, которое мы открываем миру, лишь в редких случаях является нашим подлинным. Показывать на лице или в наших действиях то, что мы по-настоящему чувствуем, считается признаком необычного, почти ненормального поведения. Вместо того, чтобы раскрывать миру наши чувства, мы подчиняем строгой дисциплине выражения нашего лица и наши телодвижения.

Доктор Эрвин Гоффман в своей книге «Поведение в общественном месте» заявляет, что очевидными свидетельствами этой дисциплины являются наше внимание к внешности, одежде и прическе. С помощью своего внешнего облика, одежды и прически мы многое рассказываем о себе своим друзьям и коллегам. Доктор Гоффман отмечает, что от среднего человека в нашем обществе ожидают, что в общественном месте он появится аккуратно одетым и тщательно выбритым, умытым и причесанным. Это исследование, написанное шесть лет назад, не принимало во внимание того, что молодые люди могут появиться в обществе с длинными, не чесаными волосами, небритыми, а их вид будет более небрежным и раскованным. Однако и этот вид теперь привычный, поскольку стал соответствовать общепринятому идеалу.

Гоффман указывает на то, что в течение дня, например в часы пик в метро, тщательно подогнанные маски немного сползают с нас и становится заметным выражение «праведной и смертельной усталости», которое по-настоящему раскрывает наше истинное лицо. Мы теряем управление нашим защитным механизмом и из-за усталости забываем контролировать свое лицо. Постарайтесь взглянуть на лица людей в переполненном автобусе, вагоне метро или железнодорожном вагоне во время часа пик в конце рабочего дня. Посмотрите, сколько обнаженной человеческой природы выступает во всех лицах.

Изо дня в день мы закрываем эту обнаженную человеческую суть. Мы держим себя под строгим контролем, чтобы наше тело по небрежности не выплеснуло наружу то, что наш ум не сумел скрыть. Мы постоянно улыбаемся потому, что улыбка — это не только знак веселья или удовольствия, но и извинения, наш защитный сигнал.

Я сажусь рядом с вами в переполненном ресторане. Моя полуулыбка означает: «Я не хотел вам мешать, но это — единственное свободное место».

Я задел вас в кабине лифта, и моя улыбка вам объясняет: «Я не хотел проявлять агрессивность. Извините меня, пожалуйста».

Неожиданная остановка автобуса сбивает меня с ног, и я падаю на соседнего пассажира. Моя улыбка говорит: «Я не намеревался падать на вас. Я прошу вашего прощения».

И так мы улыбаемся целый день, хотя на самом деле мы раздражены и сердиты. На работе мы улыбаемся нашим клиентам, нашему начальству, нашим подчиненным. Мы улыбаемся нашим детям, нашим соседям, нашим мужьям, женам и родственникам. На самом деле лишь незначительная часть наших улыбок реальная. Большинство — лишь маски, которые мы носим.

В маскировке участвуют не только мускулы лица. Мы маскируем все наше тело. Женщины обучаются искусству сидеть так, чтобы скрывать свою сексуальную привлекательность, особенно когда на них короткие юбки. Они носят лифчики для того, чтобы держать груди на месте и скрывать излишнюю сексуальность. Мы держим себя прямо и застегиваем на все пуговицы рубашки, втягиваем свой живот и прибегаем к различным способам маскировки лица. У нас есть лица для вечеринок, для работы и даже похоронные лица. Даже для тюрьмы у нас есть специальные лица.

В книге «Этикет тюрьмы» доктор Филлипс пишет, что новые заключенные обучаются, как строить апатичное и бесхарактерное выражение лица. Когда же заключенные остаются одни, то они в качестве компенсации за долгое ношение маски безразличия начинают преувеличенно улыбаться, смеяться и выражать свою ненависть по отношению к тюремщикам.

С годами маски все труднее носить. Некоторым женщинам, которые всю жизнь полагались на красоту своих лиц, становится все труднее по утрам «собрать свое лицо вместе». Старые мужчины расслабляют мускулы своих лиц. С годами щеки все больше опускаются. нахмуренные брови не разводятся, а морщины не разглаживаются.
Снимите маску.

И опять-таки возникают ситуации, когда маска спадает. В машине, когда наши личные зоны расширяются, часто мы чувствуем, что можем сбросить маски. Порой, когда кто-нибудь висит у нас на хвосте или врезается в ряд перед нами, мы начинаем извергать потоки ругательств, которые потрясают своей преувеличенной реакцией. Почему мы выбрасываем столько сильных эмоций в такие минуты? В конце концов почему нас так волнует, если машина обгоняет нас или слишком близко подходит к нам?

Дело в том, что в таких ситуациях мы становимся невидимыми и необходимость в маске пропадает. Именно поэтому мы реагируем так бурно.

Сбрасывание маски часто говорит нам, что носить маску необходимо. Маску часто сбрасывают в психиатрических больницах. Психический больной, как и пожилой человек, может игнорировать многие обычно принятые в обществе маски. Доктор Гоффман рассказывал о душевнобольной женщине, у которой было неверно надето нижнее белье. Сначала она попыталась поправить его, задрав юбку у всех на виду, но когда это у нее не получилось, она сняла с себя все и затем надела все предметы одежды правильно.

Игнорирование такого обычного способа маскировки как одежда, невнимание к своему внешнему виду и уходу за собой являются очевидными признаками психического расстройства. Напротив, первым признаком психического выздоровления является интерес к своему внешнему виду.

Точно так же как прогрессирующее психическое расстройство заставляет пациента утрачивать связь с реальностью, путаться в способах словесного выражения, говорить вещи, которые не имеют ничего общего с действительностью, этот же процесс мешает ему выражать себя правильно с помощью языка тела. Здесь он также теряет контакт с реальным миром. Он делает заявления, которые нормальные люди обычно не высказывают вслух. Он отказывается соблюдать общественные условности и ведет себя так, как будто он перестает обращать внимание на окружающую аудиторию.

И все же утрата психически больным контроля над своим языком тела может дать ключ к пониманию того, что творится в его сознании. В то время как пациент может перестать говорить, он не перестает выражать свои мысли через язык тела. Он может высказывать правильные или ошибочные суждения, но его тело не может «замолчать». В то же время он может сдерживать свой язык тела, если он ведет себя так, как это Принято между людьми. Другими словами, если он ведет себя разумно, он будет до предела ограничивать поток информации на языке тела.

Но если он поступает разумно, то он, конечно, является разумным. Иных критериев для определения разумного состояния нет. Поэтому безумный человек должен выразить свое безумие действием и таким образом сообщить об этом миру на языке тела. В случае психически больных это послание является криком о помощи. Такой взгляд на поведение людей с психическими расстройствами открывает совершенно иные пути для их лечения.

Маскировка не может прикрыть невольных действий. Напряженная ситуация заставляет людей покрываться испариной, и нет никаких возможностей скрыть это. В других непривычных ситуациях у людей могут начать трястись руки или дрожать ноги. Мы можем скрыть эти проявления волнения, положив руки в карман или присев и сняв таким образом давление на дрожащие ноги. Мы можем также быстро двигаться, чтобы наша дрожь не была заметной. Страх может быть скрыт энергичными действиями, направленными на устранение причины вашего страха.
Маска, которая не сходит с лица.

Необходимость в маскировке бывает настолько велика, что процесс становится самопроизвольным и маску уже невозможно снять. Существуют некоторые ситуации, как например, при половом акте, когда маску следует снять для того, чтобы получить полное наслаждение, но многие из нас могут снять маску лишь в полной темноте. Человек боится, что его тело на своем языке расскажет о нем партнеру. Для многих людей даже темнота недостаточна для снятия масок. Даже в темноте они не могут снять панцирь, которым защищают себя во время полового акта.

По мнению Гоффмана, это объясняет большое число фригидности среди женщин среднего класса. Однако в своих исследованиях Кинси показал, что еще в большей степени прибегают к сдержанности в половых отношениях женщины из рабочего класса.

Часть наших познаний о том, как следует маскировать свои чувства является приобретенной в результате общения с другими людьми, а часть — результат специальных кодексов поведения. Описание маскировки часто содержится в книгах по этикету. Эти книги диктуют, что следует, а что не следует делать на языке тела. В одной книге написано, что является неприличным потирать свое лицо, дотрагиваться до зубов или чистить ногти на людях. Что надо делать со своим телом и своим лицом, когда вы встречаете своих друзей, точно описано в книге по этикету Эмили Пост. В ее книге даже написано, что следует не замечать женщин в общественных местах.

Многие из правил этикета являются общепринятыми для всего человечества, но немало правил отличаются друг от друга в зависимости от культурной среды.

Некоторые аборигены Австралии проявляют вежливость, избегая глядеть в глаза друг другу. В Америке же вежливым считается смотреть друг другу в глаза во время беседы.
Когда личность перестает быть личностью?

В любой культуре возникают ситуации, когда маска может спасть. Черные жители южных штатов знают «ненавидящий взгляд» белых, который бывает вызван лишь неприязнью к цвету кожи своего собеседника. Тот же самый взгляд, направленный на белого человека, может быть спровоцирован лишь совершенно недопустимым поступком того, на кого направлен этот «луч ненависти». Культура поведения в южных штатов совершенно не допускает, чтобы черный посмотрел так на белого ни при каких обстоятельствах.

Одной из причин, почему белый человек позволяет себе сбросить маску со своего лица, состоит в том, что, с точки зрения белого южанина, черный не личность, он — предмет, о мыслях и переживаниях которого не стоит задумываться. Однако на Юге у черных жителей существуют свои тайные знаки. С помощью определенного движения глаза черный человек может сказать другому, что тот является его черным братом, хотя его кожа так светла, что он может вполне сойти за белого. Но другое движение глаза может предупредить черного, сообщив ему: «Я выдаю себя за белого». В нашем обществе детей часто рассматривают как обезличенных существ. Аналогичным образом относятся и к слугам. Возможно сознательно, а возможно бессознательно мы считаем, что перед этими обезличенными существами не следует носить маски. Мы не боимся задеть чувства обезличенных существ. Какие у них могут быть чувства, чтобы их можно было задеть?

Это отношение обычно расценивается как проявление классового подхода. Класс, находящийся наверху в обществе, ведет себя так по отношению к классу, находящемуся внизу. Мы не обязательно будем стараться надеть маску на работе в присутствии своего подчиненного, дома — в присутствии своего слуги или своего ребенка.

Я как-то сидел в ресторане со своей женой. Через столик от нас сидели две пожилые женщины и попивали свои коктейли. Все в них — от их мехов до причесок — кричало на весь ресторан: «Богатство!». Их поведение лишь подчеркивало это сообщение. В переполненном ресторане они разговаривали друг с другом так громко, что их голоса разносились по всему залу. Однако содержание их разговора касалось их личных и даже интимных дел. В результате все остальные посетители ресторана для того, чтобы сохранить иллюзию уединенности должны были вести себя так, как будто они ничего не слышали из разговора двух женщин, а беседовать напрягаясь, чтобы не обращать внимание на громогласный диалог этих дам.

На языке тела эти две женщины сообщали: «Вы не имеете никакого значения. Вы все, в сущности, не являетесь людьми. Вы — обезличенные существа.

Имеет значение лишь то, что мы собираемся сделать, а это никого не должно смущать».

Вместо того, чтобы использовать свои тела для передачи этого послания, две дамы использовали громкость голоса. При этом голоса передавали и конкретную информацию, и одновременно другую информацию, которую обычно передают с помощью языка тела.

В вышеприведенном случае маска сбрасывается, но это служит для выражения презрительного отношения к другим людям. Снятие маски перед обезличенным существом часто не является демаскировкой. В большинстве же случаев мы сохраняем наши маски на лице. Для этого существуют важные причины. Часто снимать маску опасно. Когда к нам на улице приближается нищий, то, если мы не хотим ему ничего подать, нам важно притвориться, что его здесь нет, и мы его не видим. Мы закрепляем нашу маску, отворачиваемся или спешим мимо. Если мы позволим себе снять маску и взглянуть на нищего как на личность, нам придется не только обратиться лицом к нашей совести, но и открыться перед его просящим взглядом, умоляющими словами и его попытками привести нас в смущение.

То же самое можно сказать про многие случайные встречи. Мы не можем позволить себе растрачивать время на обмен словами и любезностями, по крайней мере, в городских условиях. Вокруг нас слишком много людей. В деревне или пригородных жилых кварталах дело обстоит по-другому. По этой причине там люди меньше прибегают к маскировке.

Кроме того, показывая свое подлинное лицо, мы открываем себя для малоприятных истолкований нашей натуры. Гоффман хорошо раскрыл это обстоятельство на примере психиатрической лечебницы. Он описал одного пациента средних лет, который постоянно шагал по коридорам больницы, держа в руках сложенную газету и зонтик в чехле. На его лице было выражение человека, который опаздывает на деловое свидание. Для этого больного было чрезвычайно важно делать вид, будто он обычный бизнесмен, хотя он не обманывал никого, кроме самого себя.

В восточных странах маскировка может быть чисто физическим процессом. Обычай носить паранджу или чадру позволяет женщинам скрывать свои эмоции и защищать их от агрессии мужчин. В этих странах язык тела общепризнан и считается, что мужчина при малейшей провокации со стороны женщины постарается навязать ей половые отношения. Паранджа позволяет женщине скрывать часть лица и прятать любую невольную гримасу, которая может быть истолкована как поощрение мужчины. В семнадцатом веке женщины высшего света Западной Европы использовали для этих же целей веера и маски на палочках.
Мазохист и садист.

Во многих случаях маскировка может быть использована как инструмент психологической пытки. Возьмем пример Энни, жены Ральфа, который старше своей супруги, имеет лучшее образование и очень хорошо сознает то обстоятельство, что Энни не ровня ему в интеллектуальном и социальном отношении. Однако парадоксальным образом Ральф полюбил Энни и решил, что она лучше всего подходит для него в качестве жены. Это не помешало ему начать свою игру с Энни, игру с чрезвычайно сложными правилами.

Когда Ральф возвращается домой после рабочего дня, жизнь в доме следует согласно раз и навсегда заведенному ритуалу. Ральф приходит домой в шесть, моется, читает вечернюю газету до шести тридцати. В этот момент Энни должна позвать его к ужину. Энни нужно приготовить ужин точно в шесть часов тридцать минут: ни минутой раньше, ни минутой позже. Энни садится за стол и украдкой следит за выражением лица мужа. Ральф знает, что она за ним наблюдает. Она знает, что он чувствует ее постоянное внимание к его выражению лица. Но никто никогда не признается в этом.

Ральф никак не дает Энни понять, нравится ли ему еда. Тем временем Энни уже сочинила целый драматический сюжет, вполне пригодный для мыльной оперы. У нее на душе скребут кошки: а вдруг Ральфу не понравится еда? В этом случае они весь вечер проведут в полном молчании.

Энни ест неуверенно, поминутно взглядывая на бесстрастное лицо Ральфа. Сумела ли она правильно приготовить ужин? Удалась ли ей подливка? Она точно следовала рецепту, но добавила свои специи. А что если она ошиблась? Да, возможно, что именно так и случилось! Она чувствует, как у нее обрывается сердце, а все тело напряжено от волнения. Нет, решительно Ральфу не понравилась еда. Кажется, его губа искривилась в презрительной ухмылке.

Ральф, разыгрывая свой сюжет мыльной оперы, отрывается от тарелки, долго глядит на Энни с непроницаемым лицом, пока та переживает смертные мучения, и, наконец, его лицо медленно расплывается в улыбке одобрения. И неожиданно, чудесным образом, вся душа Энни начинает петь от счастья. Жизнь — чудесна! Ральф — ее любовь! Она — очень, очень, очень счастлива! Она возвращается к своей еде, которая теперь ей доставляет удовольствие, и жадно поглощает ее.

Тщательно управляя своей маской и синхронизируя каждое свое телодвижение, Ральф сумел осуществить свою пытку и получить желанное им удовольствие. К таким же приемам он прибегает и ночью, находясь в постели с Энни. Ни единым намеком он не дает ей понять, займется ли он любовью с Энни или нет. Энни опять должна пережить мучительные сомнения: «Дотронется он до меня или нет? Любит ли он меня или нет? Как я вынесу, если он отвергнет меня?»

Когда, наконец, Ральф дотрагивается до нее, Энни испытывает прилив экстаза. Не нам решать вопрос о том, является ли Энни жертвой или соучастницей в этой игре. Здесь мы хотели бы только обсудить вопрос о том, как используется маска для осуществления пытки. Садистско-мазохистские отношения Энни и Ральфа странным образом приносят им обоим удовлетворение.

Однако выгоды от игры в маски обычно более очевидны для носителей масок.
Как сбросить маску.

Реальные или воображаемые выгоды от ношения маски заставляют нас с большой неохотой отказываться от нее. Помимо прочего с помощью маски мы навязываем людям отношения, в которых они не заинтересованы. Мы боимся оказаться отвергнутыми без наших масок. И в то же время ношение масок может лишить нас отношений, которые мы желали бы иметь. Не теряем ли мы столько же, сколько и обретаем благодаря маскам?

Возьмите, например, Клодию. Она — привлекательная женщина, которой недавно перевалило за тридцать, тонкая натура. Благодаря тому, что она работает в крупной финансовой конторе, Клодия постоянно общается с многими мужчинами в течение дня, и ее часто приглашают на свидания. Однако она остается незамужней и, хотя она не хотела бы это признать, до сих пор — девственница.

Клодия утверждает, что в этом не ее вина. Она — страстная девушка, и с ужасом взирает на перспективу бесплодной жизни старой девы. Почему же ей не удается увлечь мужчин эмоционально и сексуально? Клодия не знает почему. Ответ знают мужчины, которые ходили на свидания с ней.

«Она дает вам отпор, — ответил один их них. — Черт побери, мне нравится Клодия. На работе она восхитительна, и я пошел с ней раз на свидание. Однако как только что-то начинает наклевываться, она замерзает и ее ответ совершенно ясен: „Не тронь меня! Это не для меня!“ — Тогда кому вообще нужна вся эта канитель?»

Действительно, кому? Кто может разглядеть за грозным фасадом Клодии пылкую и страстную женщину? Боясь быть отвергнутой, Клодия спешит первой объявить об отказе, еще до начала серьезных событий. Таким образом она избегает того, чтобы ей нанесли рану. Ей никогда не отказали, потому что она первой спешит отказать другим.

Глупо? Возможно, но это эффективный способ не стать отвергнутой, если вы считаете, что это самое страшное, что может с вами случиться. Для Клодии дело обстоит именно так. Поэтому вместо того, чтобы рисковать, она проведет оставшуюся жизнь в одиночестве.

Маскировка Клодии — ненужная и приносит ей много вреда, но существуют и необходимые маски, ношение которых предписано общественными нормами. Человек, который маскирует свое лицо в соответствии с этими правилами, может быть, отчаянно желает прибегнуть к языку своего тела. Однако обычай запрещает ему это сделать.

В качестве примера приведу рассказ о семнадцатилетней девушке, которая пришла к моей жене, чтобы рассказать ей о своих проблемах.

«Каждый день я возвращаюсь на автобусе с одним мальчиком. Я его не знаю. Он сходит на моей остановке. Мне он нравится. Мне кажется, что я ему нравлюсь. Я хотела бы с ним познакомиться, но не знаю, как это сделать».

Исходя из своего жизненного опыта моя жена предложила девушке в следующую поездку на автобусе взять неудобные, тяжелые свертки и споткнуться и рассыпать свертки по мостовой, как только она выйдет из автобуса.

К моему удивлению, этот трюк сработал. Так как на этой остановке сходило только два пассажира, то единственным кавалером, кто в точном соответствии с нормами этикета, бросился на помощь даме, попавшей в беду, был понравившийся ей молодой человек. Он помог собрать пакеты, и они смогли сбросить маски. К тому моменту, когда он довел ее до дома, они уже настолько познакомились друг с другом, что девушка могла пригласить его в дом выпить «Кока-колу». И дело пошло на лад.

Стало быть, в нужное время маску следует сбрасывать, если личность хочет расти и развиваться, если она хочет строить полноценные отношения с другими людьми. Большая проблема состоит в том, что, проносив маску всю жизнь, ее не так-то легко сбросить.

Иногда маску можно сбросить, только надев другую маску. Человек, который одевается в клоунский наряд для любительского спектакля, часто освобождается от запретов и сдерживающих начал. В этом костюме он может шутить, дурачиться и проказничать с полной раскрепощенностью.

Однако в этом случае мы имеем дело с двойной маскировкой, созданием двойных оборонительных рубежей, позволяющих сбросить маску. Парадоксальным образом одновременно с постоянной потребностью держать язык нашего тела под контролем, существует жгучее стремление выкрикнуть на весь белый свет: кто мы такие; что мы желаем, сбросить маску, то есть освободить себя и общаться свободно с другими людьми.

Маска, личина - не вполне естественное поведение или выражение лица, скрывающее что-то нежелательное для показа.

Маска - защита от излишнего общения и других психических воздействий. Это уход от общения на уровне формального взаимодействия с другими людьми.

Каждой маске могут соответствовать определенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фиксация взгляда, положение тела, жесты рук.

Маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Если вы хотите понять людей, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше половины устарело и является дополнительным грузом в общении. Не бойтесь показать свое лицо, часто люди так заняты своей маской, что все равно его не увидят, не бойтесь, что кто-то причинит вам вред, если будете практиковаться в этом. Чем меньше масок задействовано в вашем поведении, тем она естественней и приятней для окружающих. В общении старайтесь помочь собеседнику увидеть отражение его маски, часто это может существенно улучшить ваши с ним отношения.

Маска скрывает лицо.

Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа.

Маска является формой.

Две одинаковые маски рядом не живут.

Маски определяют наши роли, а наши роли определяют наши маски.

Неожиданность срывает маску, а любовь снимает.

Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза.

Маска! Я тебя знаю!

Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на другом.

Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу маска.

Маски снимают или меняют.

Без маски легче видеть.

Кто хочет изменится, находит средство, а кто не хочет находит причину.

Чем меньше масок, тем естественней поведение.

Коллекция масок

Выявление и анализ масок, ролей, сценариев - вещь трудная и интересная. Для начала небольшой список из коллекции масок. Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Коллекция масок: "Озабоченный", "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак", "Принц (Принцесса)", "Заслуженный пенсионер", "Крутой", "Счастливчик", "Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард" и т. д.

Название маски часто совпадает с названием роли.

Личностные роли и маски

Маски сковывают и скрывают Я, личностные роли - дают свободу и развивают. При этом в процессе освоения практически любая личностная роль какое время оказывается немного чужой и мешающей маской, лишь со временем становясь удобным орудием Я или даже его естественной частью. См.→

С сайта Синтона

Общее поветрие современной психологии – советовать «стать собой». А нужно ли стремиться искать истинное я, или лучше научиться эффективно пользоваться набором масок? «Маска - неоднозначная вещь. С одной стороны - это ложь. С другой стороны – необходимость, – говорит Олег Новиков. - Наверное, важно отличать социальные, например, служебные отношения, и человеческие, личностные. Маска в социуме может быть частью ритуала, необходимостью. Маска в личностных отношениях может быть частью обмана и началом войны. Я не верю в универсальный рецепт в этой области. У маски есть неприятные особенности. Маска пристает, маску надевают часто из страха, и затем боятся снять. Маску часто принимают за свое настоящее лицо. Но маска всегда беднее. А лицо под ней, пардон, иногда портится. Нося ее постоянно, мы немного теряем себя... С другой стороны - снимая маску не вовремя, мы иногда вынуждаем людей видеть то, чего они не хотели бы видеть. Иногда показываем то, что не хотели бы показать. В любом случае, единого ответа нет. Требуется осмотрительность: и от того, кто носит маску, и от того, кто имеет с этим человеком дело». "Любой человек, когда с кем-то общается, он общается с позиции какого-то образа, - считает Игорь Незовибатько. - Я – это множество разных образов. Есть образы, которые являются адекватными в данной ситуации, полезными, и есть образы, которые являются неадекватными – неправильно примененные, или отнимающие у человека много сил и энергии, или те, которые не ведут к цели. У человека более развитого – набор образов более интересен и разнообразен, и они побогаче, поразнообразней, у менее развитого – менее разнообразен, более примитивны. Поэтому, насколько надо их открывать или нет? Скорее нужно создавать тот набор образов, который ведет к цели, не отнимает много сил и энергии, не истощает человека. Они нужны, если помогают идти к цели".

Часто люди считают, что они и есть чувства, которые они испытывают. А маски в отношениях и нормальная психология отношений – одно и то же.

Если отбросить ваши чувства, кем вы будете? Как отличите себя от других?

Если у вас индивидуальность «доброй души», необходимо постоянно поддерживать в окружающих это мнение о себе. Просто «обязаны» совершать добрые поступки, даже когда этого не хочется. Если перестанете быть добрым, не будете знать, кто вы есть.

Если индивидуальность «злобной горгоны», каждая вспышка злости подтверждает вашу «самость». Теряя свою злость, как бы теряете себя. Поэтому злобные всплески постоянно повторяются. Без них вы – никто!

«Доброта», равно как и «злость» служат не ситуации, а вашей индивидуальности – это маски в отношениях. Роль на карнавале жизни, которую вы избрали.

Кто-то – вечно печальный Пьеро, кто-то – хитрый проныра Арлекин, кто-то – веселая кокетка Коломбина. Вам кажется, что без наигранного шаблона сразу растворитесь в толпе, смешаетесь с другими. Исчезнете!

Задайте себе вопрос:

  • КТО ВЫ НА ПОДМОСТКАХ ЖИЗНИ?
  • КЕМ БЫ СТАЛИ, ЕСЛИ БЫ СНЯЛИ МАСКУ?
  • КТО ПРЯЧЕТСЯ ПОД НЕЙ?

Вы, на себя одевая маски в отношениях, боитесь признаться, что на самом деле в глубине души хочется, чтобы любили именно вас. Это сложная коллизия:

  • с одной стороны, вы – маска,
  • с другой стороны – под ней есть еще кто-то, кого не желаете показывать.

Настолько срослись со своей личиной, что кажется, без нее существовать невозможно. В то же время страдаете из-за подмены. Созданный образ заменяет вас, и вы не до конца смирились с этим.

Партнер, скорее всего, тоже поддерживает искусственный образ. При этом оба – завуалировано или явно – требуете друг от друга понимания.

По сути – брак в большинстве случаев является игрой масок. Попробуйте для начала разделиться со своим выставляемым напоказ образом, открыть партнеру свое лицо.

Что, страшно? Ведь он привык воспринимать вашу маску. А тут вдруг берете и… снимаете ее. Вуа-ля! Вот истинный я! Прошу любить и жаловать.

Вы разрушаете союз масок, первым открывая забрало. И это – серьезный шаг к настоящему единению и откровенным отношениям.

Помните знаменитую историю Анжелики и ее мужа графа де Пейрака, растиражированную в кино? На брачную церемонию вместо графа приехал его друг, молодой любезный красавец, который очень понравился невесте. А потом она узнает, что на самом деле вышла замуж за хромого колдуна с уродливым шрамом на лице! Но именно хромой колдун Пейрак стал ее самой большой любовью . Потому что не притворялся, а был самим собой.

Сказка ложь, да в ней намек…

Так что вы выбираете: маски в отношениях или открытость и настоящие чувства?

В следующих статьях будет еще интереснее. Оставайтесь со мной!

В прошлом году я уже писала статью " ". Мы действительно не знаем всех мыслей другого человека. Сегодня решила продолжить тему только с другой стороны...
Все мы носим разные маски. Мы носим их перед своими коллегами, руководителями, подчиненными. Мы носим их перед своей семьей, своим партнером. Снимаем их только перед самим собой и то не всегда.

Так зачем нам маски?

Чаще нам приходится надевать маски из-за общества. Ведь в зависимости от места, в котором мы живем, и того, чем мы занимаемся в жизни, нам приходится играть различные роли. Мы можем принимать роль ребенка, ученика, сотрудника, работодателя, учителя, наставника, мужа, друга и много других. Например, если на работе вы строгий начальник, приходя домой, при ходится перестраиваться, чтобы не вести себя так же с родными. Или если ты ребенок, то с родителями ты ведешь себя по-одному, а с друзьями совсем по-другому.

Также люди стремятся быть лучше, чем есть на самом деле, поэтому они надевают маски, когда знакомятся с новыми людьми или встречаются с друзьями. Скорее всего м ы боимся, что, когда мы покажем нас настоящих, мы можем им не понравится, быть ими отвергнуты. Мы стараемся вписаться в окружение, стать частью общества.

Однако, чаще всего маски помогают нам скрывать наше состояние души, настроение и мысли. Мы не хотим грузить родных нашими проблемами и переживаниями, не хотим рассказывать всем о нашей депрессии, о разочаровании в жизни, о наших страхах. Многие люди все-равно не поймут всего этого. Вообще очень сложно понять другого человека, если не испытываешь те же эмоции, что и он. А в большинстве случаев, у других людей есть свои проблемы и заботы, поэтому у них нет сил и возможности слушать еще и нас.

Никто не знает, что человек чувствует в действительности, он может улыбаться и веселиться, когда встречается с друзьями или с семьей. Он может шутить и на все вопросы отвечать, что все шикарно. Но честный он бывает только наедине с собой. Знаете, это как одежда.. Приходишь домой, разуваешься, переодеваешься и.. снимаешь маску. Только дома человек может рассказать близким о переживаниях, о проблемах, и то не всегда, а ночью, когда остается один, он может смотреть в окно и плакать. Поводов для грусти может быть достаточно: безответная любовь, в школе достают или потеря близких...


Все мы носим различные маски. Мы все ведем себя по-разному в зависимости от обстоятельств и окружения. Мы играем разные социальные роли и притворяемся. Но самое страшное тут не снимать маску перед собой. Смотреться в зеркало и обманывать себя. Это значит ты потерял себя настоящего... Поэтому не стесняйтесь себя, будьте откровенными с самим собой и с близкими людьми. Будьте настоящими. Удачи!

Все мы по разным причинам носим маски. Некоторые маски мы надеваем потому то, что это то, кем мы действительно хотим быть. Некоторые мы носим, потому что не можем принять скрываемого под ними или потому что кому-то нужно видеть нас такими. И некоторые маски мы носим для того что бы остаться в тени, но в ношении масок один недостаток: они в любой момент могут быть сорваны…

«Чего хотят женщины?», - рано или поздно этим вопросом задается каждый мужчина, и каждый теряется в догадках. Пытается разгадать сложную головоломку непростой женской логики, особенно если неподалеку находится интересный объект. С этого момента и начинается игра в маски. Иногда она захватывает, становится настолько легкой, что ты уже и сам не знаешь где реальность, а где фантазия. Но игра может быть и сложной, заставляя тебя периодически переступать через себя, вгоняя в уныние и депрессию. В любом случае это лишь игра, и со временем от нее устают все…Многие наивно полагают, что притворства и маски, это лишь женская привилегия. Не хочу никого разочаровывать, но и мужчины нередко используют подобные средства для покорения девичьих сердец. Порой, их маски очевидны до смешного, но женщины верят в сказки и готовы обманываться в надежде, что встретили своего прекрасного «принца».

Вы в поисках хорошего психолога-психотерапевта? Посетите страницу моего психологического кабинета. « » Я постараюсь Вам помочь!

У всех девушек разные идеалы, но в глобальном плане, критерии оценки довольно схожи. Как правило, представительницы прекрасной половины человечества желают видеть рядом с собой сильного мужчину, который уверен в себе, благороден, щедр, деликатен, нежен, и способен на красивые поступки. Что ж, умный мужчина постарается быть именно таким: он подаст пальто на выходе, откроет двери перед своей дамой, поухаживает за ней, будет любезен и галантен. Любая представительница женского пола не сможет не оценить такого трепетного обращения к себе, и лед в ее сердце потихоньку начнет таять. Но, как только «крепость» завоевана, наружная «мишура» исчезает. Звонков становится меньше, цветы дарятся все реже, да и вместо ресторанов, мужчина предлагает остаться дома и посмотреть телевизор.

К сожалению, подобные перемены не могут не расстраивать женщину, ведь хочется вечную сказку, постоянного «букетно-конфетного» периода, и «принца», всегда одетого с «иголочки». Но, если сначала мы видим лишь оболочку человека, то со временем, когда маска немого надоедает, нам удается разглядеть и его «внутренности», открыв массу новых, не менее приятных качеств. Вполне возможно, что все то новое, что вы увидите, с лихвой перекроет изначальное мнение о человеке, как в хорошем смысле, так и не очень.

Помимо маски «принца» существует еще и маска «меланхолика». Эта будет много переживший, уставший от тяжелых испытаний судьбы, разуверившийся в собственных силах мужчина. Скорей всего, за этой маской скрывается человек, который очень боится быть неинтересным и легко доступным, вот он и придумал себе образ некого мученика, для которого женщина, в прямом смысле, может стать «спасательным кругом». С одной стороны подобный тип - некое разнообразие, но все хорошо в меру. Вряд ли найдется девушка, которая готова постоянно выступать в роли «жилетки», решать проблемы своего мужчины, и вытаскивать его из депрессии. Рано или поздно, она и сама захочет найти «сильное плечо», на которое можно опереться. Представьте, какое разочарование она испытает, когда узнает, что ее любимый «мученик» и сам в состоянии помыть чашку, пропылесосить ковры, и мир при этом не рушится.

Не абы какой популярностью среди сильного пола пользуется маска романтика. Если прекрасная незнакомка запала такому юноши в душу, то уж поверьте, он сделает все, но добьется ее. Будут и миллион алых роз, и серенады под окнами, и ужин при свечах, и спонтанные подарки. Но такой идеальный спутник жизни задержится с вами ровно на столько, на сколько хватит его романтических задумок. Как правило, запас ограничен и как только он иссякнет, он найдет новую жертву и игра начнется снова. Ведь подобные мужчины не влюбляются в вас, им лишь нравятся те эмоции, которые они же вам и дарят. Если же «маскировщик» все же предпочтет остаться с вами, то не расстраивайтесь, если в одно прекрасное утро вы не обнаружите букета роз или завтрака на вашей тумбочке, это не означает, что жизнь закончилась, это лишь свидетельствует - что маска сорвана и вам предстоит познакомиться с новым человеком.

Еще одна мужская маска - мачо-искуситель. Он будет немногословен, но не забудет лишний раз намекнуть на свою мужскую силу и подчеркнуть физические достоинства. С одной стороны, почему бы и нет, если он действительно так хорош, то надо пользоваться пока есть возможность, но с другой стороны, что-то останавливает. Ведь интуиция правильно подсказывает: настоящий мачо не будет выпячивать свое нутро наружу, и рассказывать какой же он классный любовник направо и налево, он скорее докажет это на деле. Поэтому стоит задуматься, а не окажется ли ваш «псевдо-мачо», обиженным мальчиком, которому попросту нужны свободные уши чтобы рассказать о всех бедах, выпавших на его нелегкую долю.

Многие согласятся, что самая отталкивающая маска у мужчин - это маска грубого мужлана, который отпускает пошлые и довольно обидные шуточки, а периодически и откровенно хамит. Подобное поведение рассчитано на то, что бы ввести понравившийся объект в ступор от неприкрытого цинизма и агрессии, после чего жертва становится более доступной и сдается без боя. Несмотря на культурный прогресс, подобная манера поведения все еще встречается среди мужчин. Ее представители идут в разрез от стандартной схемы, если обычно человек показывает свои лучшие стороны и качества, то в данном случае, пытается продемонстрировать все самые мерзкие и отвратительные черты характера, по принципу: «Если ты полюбишь меня вот таким чудовищем - то и в роли принца я тебе тоже буду мил!». Но не у любой девушки хватит сил докопаться до светлой и чистой стороны своего избранника, многие уйдут даже не пытаясь выяснить, а есть ли она у него вообще.

Разобрав каждую маску, невольно задаешься вопросом, а зачем они вообще нужны. Ведь никто не сможет носить ее вечно. Рано или поздно ты оступишься, открыв свое истинное лицо. И не факт, что твоя так называемая «половинка» будет в восторге от тебя настоящего. Так может быть не стоит тратить ни свое, ни ее время, играя в поддавки, а заняться поиском той самой, которая тоже любит картинг, а не балет, и с удовольствием останется дома вместо похода на светское мероприятие.