Самолет л 410 на воздушной подушке. Как это сделано, как это работает, как это устроено. Салон лайнера: удобные и неудобные места

Среди них есть самолет Лет Л-410. Это универсальное воздушное судно с двумя двигателями. Он используется на коротких дистанциях. В салоне насчитывается всего 19 мест. Его разработали на чешском заводе Let.

Тurbolet Let L-410 — это полное название данного самолета. Он удобен тем, что его можно посадить на самые разные виды площадок и взлетно-посадочных полос — грунтовых, снежных или не очень длинных. Его эксплуатируют на военных и гражданских перевозках.

В 60х годах прошлого века в СССР обсуждалось создание нового типа самолетов, которые бы использовались на внутренних и коротких маршрутах. Первые разработки начались в ОКБ Бериева. Так появился тип Бе-30 . Одновременно такую модель начали проектировать в Чешской ССР.

Самолет должен был быть экономичным, поэтому рассматривали использование именно турбовинтовых двигателей, а не реактивных.

В 1969 году начались первые испытания чешских воздушных судов. На них использовались американские двигатели. Уже к концу 60х годов было произведен 31 самолет.

В 1974 году был представлен Л-410М с чешскими двигателями. Пять лет спустя выпустили новую, улучшенную модификацию этого самолета — Л-410UVP. Он отличался от предыдущих удлиненным фюзеляжем, большими крыльями, вертикального оперения.

Он прошел сертификацию в СССР и стал эксплуатироваться

Были произведены и другие модификации этой модели. У них были улучшены взлетно-посадочные характеристики и уменьшен шум в кабине.

Кабина пилотов в Let L-410.

Сейчас их используют в летных училища для обучения , готовящихся к дальним перелетам или военной транспортировки.

После распада Советского Союза предпринимались попытки для того, чтобы восстановить работу завода Лет. Спрос на Л-410 упал, а производство было замедлено. Популярность этой модели снизилась и потому, что росло количество с ее участием. Всего 106 машин было утеряно таким образом с общим количеством жертв в 406 человек.

В 2013 году “Уральская горно-металлургическая компания” купила полный пакет акций завода, поэтому три года спустя решили снова выпускать это воздушное судно.

Технические характеристики самолета Л-410

Его аэродинамическая схема является классической . Это высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями. Хвостовое оперение у него однокилевое.

Фото самолета Let L-410 вы можете увидеть ниже.

Длина Л-410 достигает 14,4 метра. Размах крыльев — 20 м. Высота самолета — 8 м. Его максимальный взлетный вес — 6 600 кг , а посадочный — 6 400 кг. Вес пустого воздушного судна — 4 150 кг.

Он может летать на маршруты дальностью до 1 540 км , а с максимальной нагрузкой — до 1 040 км. Его крейсерская скорость — 310 км/ч , а максимальная — 400 км/ч.

Л-410 управляют два пилота. В салон могут уместиться от 15 до 19 (точное количество зависит от модификации).

Модификации Л-410

Одним из таких типов является L-410UVP. Последние три буквы обозначают одну из характеристик самолета Л-410 этой модификации — “укороченная взлет-посадка”. Это ближнемагистральный самолет. Он взмыл в небо в 1976 году первый раз. На нем была установлена авионика советско-чешского производства.

Вторая распространенная модель — L-410NG. У него установлены интегральные крыльевые баки. Это позволило увеличить емкость топливной системы, что в свою очередь повлияло на дальность перелетов.

Двигатели развивают больше мощности, а кабина пилотов оборудована авионикой по новым стандартам. Объем переднего отсека для багажа также был увеличен.

К 2017 году эту модификацию снова хотят запустить в массовое производство.

Авиалайнер Let L-410 Turbolet появился на свет в конце 60-х годов благодаря чехословацким авиаинженерам из компании Let. Данный самолет должен был использоваться только компаниями местных авиалиний, главным заказчикам таких самолетов был СССР. Также Let L-410 Turbolet поставлялся в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу.

Самолет стал использоваться в коммерческих целях только в 1973 году и приобрел несколько модификаций салона:

  1. L-410A – в данной модели присутствовал новый двигатель PT6A-27.
  2. L-410M – у этой модели был установлен более мощный двигатель М-610.
  3. L-410UVP – в данной модификации были удлинены крылья, фюзеляж и киль, производить из стали в 1979-89 году.
  4. L-410UVP-E – у данной модели были установлены пятилопастные винты, также было добавлено два топливных бака с объемом по 200 литров. Они были установлены на концах крыльев.

Если углубляться в историю, то дынный самолет был перестроен для военной авиации, он служил не только для транспортировки солдат, но и для специального назначения. Всего было выпущено порядком 1100 авиалайнеров различных комплектаций, больше всего самолетов было отправлено в Советский Союз, их насчитывают до 800 самолетов L-410. Серийное производство авиалайнера Let L-410 Turbolet было прекращено в 1991 году, несмотря на это было выпущено несколько лайнеров на заказ в двухтысячных годах.

Также благодаря своим формам самолет прозвали «Чебурашка» Из-за своих больших лопастей расположенных выше кабины, он был похож на всем известного героя советского мультфильма.

Характеристики Let L-410 Turbolet

Длина самолета составляла всего 14 метров, а размах крыльев достигал 20 метров. Он мог поднять в воздух до 6600 килограмм. Вес самого самолета составлял 4 150 килограмм. Максимальная дальность полета достигала 1540 километров, но при полной загруженности она значительна уменьшалась. В авиалайнере присутствует всего один эконом класс, в нем расположено 19 мест, ширина самого салона составляет 1,92 метра.

О самолете очень хорошо отзываются, процент положительных отзывов о данном летательном аппарате, составляет 85 процентов, и 15 процентов нейтральных отзывов, но не один из пассажиров не отзывается о нем отрицательно, что говорит о высоком качестве самолета и перелета в нем.

Салон самолета Let L-410 Turbolet

Места в данном самолете расположены по принципу 2+1, что автоматически делает одноместный ряд наиболее комфортным, чем другие, но двухместный ряд отлично подойдет для перелетов в компании или для тех людей, которые не могут находиться без общения на всем промежутке полета.

В авиалайнере находиться всего два члена экипажа, пилот и бортпроводница, из за малого количества пассажиров она успевает обратить внимание на всех своих пассажиров, не оставляя никого без внимания или без оказания какой либо услуги.

Из-за того, что крылья самолета расположены в верхней части борта, все пассажиры могут насладиться видами из иллюминаторов без каких либо трудностей, также им не будет загораживать вид из окна крыло самолета или другие его части.

Если посмотреть на схему самолета то сразу можно определить наиболее хорошие места, схема самолета будет представлены ниже. Вы сможете сами убедиться в этой. В самолете всего 6 рядов, но места под буквой «A» расположенные в правой части самолета имеют всего пять посадочных мест.

Не лучшие места

Ряд 1. Вроде бы его можно назвать лучшим рядом, но если рассмотреть данный ряд в деталях, то его нельзя назвать лучшим рядом. Во-первых, он расположен вблизи с техническим помещением, в нем может постоянно гореть свет, и оттуда могут доноситься различные, шумы во время готовки или во время использования другой техники. Также место B в данном ряду расположено рядом с перегородкой из-за чего нельзя будет спокойно вытянуть ноги и насладиться полетом.

Но у данного ряда также есть и плюсы, вы всегда будете получать еду первым, и благодаря этому у вас будет большой ассортимент в выборе. Также вы можете спокойно добраться до кухни, чтоб попросить что-то. И главный плюс первый рядов это то, что вам не придется постоянно сталкиваться с другими пассажирами, и вы сможете выбраться из салона самолета самым первым.

Ряд 6. У него всего два места, он расположен стены из-за чего возможно не получиться откинуть спинку кресла для того чтоб осуществить перелет в комфортном положении. Также вам придется наблюдать за постоянным хождением людей в туалет, возможно, что будет очередь, и кто-то из пассажиров может облокотиться на ваше место, что доставит определенный дискомфорт. Также из туалета могут доноситься неприятные звуки, но это еще не самое страшное, из уборной может пойти, неприятны запах с которым придется мириться на всем протяжении перелета.

Ряд 5. Главный недостатком данного ряда является то, что он находиться вблизи с уборной и на протяжении пути возле ваших мест будут скапливаться люди, ждущие свою очередь в туалет, также из туалета может пойти неприятный запах, который доставит множество неудобств во время полета.

Лучшие места L-410

К лучшим местам можно отнести ряды со второго по четвертый, на втором ряду присутствуют все привилегии первого ряда, но смет и шум из технического помещения не будет доставлять вам таких неудобств как первому ряду. Третий и четвертый ряд находятся посередине салона, технические помещения никак не смогут нарушить их гармонию во время полета. Так как туалет от них достаточно далеко и очередь до них просто не доходит, а тем более звуки и запахи из уборной. То же самое можно сказать и про кухню, смет и звуки до них также не достают, благодаря этому они могут спокойно насладиться полетов в авиалайнере Л-410.

Как мы уже писали ранее, в нашей стране осуществляется программа по локализации регионального 2-моторного самолета L-410 (см. наш материал ), также мы сообщали о работах по отечественному двигателю ВК-800С (см. ). Минпромторг РФ опубликовал новые данные о состоянии работ по самолетам региональной авиации.

По информации заместителя министра промышленности Олега Бочарова, сейчас работы по переносу производства L-410 в Россию находятся в следующем состоянии:

Для самолета готова 100%-российская бортовая радиоэлектроника. Она по качеству серьезно выше того что предлагает Thales, и впервые для КРЭТ (Концерн «Радиоэлектронные технологии») русский продукт дешевле (!) чем импортный аналог, несмотря на мелкую серийность. Впервые в современном проекте гражданского авиастроения промышленность вышла на уровень экономически оправданного импортозамещения, и это настоящий позитив от наших «оборонщиков».

Новый двигатель ВК-800С впервые «примерили» на L-410 минувшим летом. Сейчас собирается первая опытная серия этих силовых агрегатов со ступинским винтом.

В ноябре 2018 года Президенту страны был представлен первый выпущенный на УЗГА (Уральский Завод Гражданской Авиации) самолет, производство которого локализовано в России. Новый сборочный цех площадью 12500 квадратных метров позволяет говорить о том, что серийность выпуска L-410 обеспечена технически до уровня 20 самолетов в год .

«У нас уже сертифицированы поплавковые шасси для L-41 0 (см. ). Самолет произвел взлет/посадку даже по более укороченной дистанции. Мы безусловно продвигаемся в направлении того, чтобы наши жители в регионах получили комфортный продукт, чтобы в любых погодных условиях, на любых полосах получать надежную услугу. Одновременно ведутся работы по сертификации лыжных шасси , - отмечает замминистра промышленности России, - это будет полностью российский самолет, обеспеченный всем комплексом возможности для своевременного послепродажного обслуживания. Безусловно, летающий на лыже, летающий на поплавке. Конечно, есть желание пойти дальше, чтобы он взлетал с лыж, садился на поплавок, взлетал с поплавка, садился на шасси, с шасси садился на лыжи. Это, наверное, все-таки в будущем. Пока мы можем говорить только об однородности. Но самолет очень быстро «переобувается», делается это практически в полевых условиях. Были требования, особенно по Дальнему Востоку, связанные с тем, что по сертификату есть ограничения по взлетно-посадочной полосе, и что есть лучшие импортные аналоги. Ничего подобного – мы получили подтверждение сертификата, провели все испытания . 550 метров – достаточные условия для того, чтобы самолет работал, не ухудшая своих эксплуатационных характеристик.

Также проведены работы по дополнениям к сертификату, которые в ближайшее время должны быть валидированы. Мы понимаем, что он может летать над открытыми водными пространствами. И вообще это будет универсальный для региональных компаний самолет, который будет иметь возможности трансформации кабины: транспортная версия, санитарная, пассажирская. Хотим сделать очень гибкое предложение, чтобы авиакомпании могли оказывать широкий комплекс авиационных услуг. Также разработан специальный набор инструментов, которые позволяют резко снизить плановые уходы техники на ремонты.

У чешских коллег* в кооперации останется «жестяная работа» по планеру. Мы считаем, что ее локализовать в России не нужно. А вся высокоинтелектуальная производственная часть локализована в России», - отмечает Олег Бочаров.

Пока идет создание нового производства 64-местных самолетов Ил-114-300 (Минпромторг уже заложил финансирование на сборку в 2021 году первых 3 таких самолетов, завершаются работы по двигателям ТВ7-117СТ ), решено также взять в работу уже готовую документацию на развитие L-410 – самолет L-610 . Это 40-местная машина с 2 турбовинтовыми двигателями, которая была создана в последние годы СССР в Чехословакии по заказу «Аэрофлота». Впоследствии проект был заброшен, а после того, как завод был выкуплен российским владельцем, документация была переработана с учетом требований 2010-х годов. L-610 также с локализацией в России будут производить на Уральском заводе гражданской авиации.

На фото: один из опытных L-610, 1990-е годы

На фото: опытный патрульный самолет для флота на базе одного из Ил-114 первой серии

Таким образом, в нашей стране в течение ближайших 5-7 лет будет создана линейка региональных 2-моторных самолетов разной вместимости, независящих от западных поставщиков оборудования и двигателей: это локализованные 19-местные L-410 и 40-местный L-610 и обновленный 64-местный Ил-114-300.

*отметим, что завод по выпуску L-410 в Чехии полностью принадлежит российской УГМК

В Свердловской области на площадке «Уктус» особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» открылся цех локализации производства самолетов L-410 , сообщили в департаменте информполитики региона.

На уральской земле он пока только расправляет крылья, но даже стоя в заводском ангаре, L-410 своим гордым видом показывает, что эта железная птица – высокого полета. Воздушное судно предназначено прежде всего для экстренных служб.

Очень скоро двухмоторные самолеты L-410* отправятся в свой первый рейс. На них будут летать представители Министерства обороны России, Госавиации, сотрудники МЧС, МВД, медицины катастроф. Интерес к такой технике уже проявили российские и зарубежные авиакомпании.

Выпуск самолетов L-410 на Урале должен стать взлетом для свердловской промышленности. Цех локализации производства открыли на базе Уральского завода гражданской авиации. Это площадка второй очереди ОЭЗ «Титановая долина». Одним из первых, кто побывал внутри воздушного судна, пока без полетов, оказался заместитель российского министра промышленности и торговли Олег Бочаров.

Уральское предприятие поставит в Китай 20 самолетов L-410 >>

Олег Бочаров, заместитель министра промышленности и торговли России: «Самолет комфортный, надежный и сделан в кооперации с другими предприятиями. Фактически Урал становится центром интеграции этого самолета, создавая вокруг себя современные мобильные авиационные компании. И в ближайшее время здесь появится авиационный кластер ».

Компактный салон вмещает не больше 20 пассажиров. Дальность полета, по меркам пилотов, небольшая – всего 1 500 километров. Однако самолет способен взлетать с аэродромов с короткими, всего 550 метров, полосами и приземляться на грунт, воду или заснеженную площадку.

Евгений Сергеев, директор дивизиона «Самолеты» Уральского завода гражданской авиации: «Самолет может садиться на мягкий грунт, специальные шасси устанавливаются. Чтобы садиться на снег, самолеты изготавливают с лыжными шасси. Это самолет для того, чтобы обеспечить сообщение с отдаленными районами, не имеющими высококлассных взлетно-посадочных полос ».

Решение наладить производство двухмоторных самолетов областные власти приняли еще в 2015 году. Их изготавливают в Чехии, но именно российская сборка позволит придать машине характеристики, которые необходимы отечественным заказчикам. Спрос на малогабаритный и недорогой лайнер для местных воздушных линий уже крайне велик. Пока здесь планируют выпускать 30 самолетов в год, однако очередь за ними расписана на годы вперед. Также в новом производственном комплексе будут выпускаться самолеты Diamond DA 42 и вертолеты Bell-407 .

Российский авиазавод создал карбоновые крылья для МС-21 лучше чем у Боинга 787 >>

Цех был возведен менее чем за год, чему поспособствовало взаимодействие с региональными и федеральными властями, отметил гендиректор УЗГА Вадим Бадеха. «Главное то, что здесь уже сейчас кипит производство, кипит жизнь. У нас за последние три года на этой площадке создано более 500 рабочих мест, сейчас то, что мы получили дополнительные мощности, нам позволит создать еще не менее 500 рабочих мест в течение двух-трех лет. Ну, и повысить объем выпускаемой техники и уровень локализации », - отметил Бадеха.

По его словам, сейчас уровень локализации достигает порядка 35%. «К концу 2021 года уровень локализации достигнет 72%. Дальше углублять локализацию мы считаем неэффективным, потому что мы занимаемся локализацией высокотехнологичных составляющих этого самолета - того, что действительно емко по технологиям, по стоимости и позволяет получить дополнительную компетенцию », - пояснил он журналистам.

Алексей Орлов, первый заместитель губернатора Свердловской области: «Авиастроение – совершенно новая отрасль, новые компетенции, система подготовки кадров. Мы с нашими учебными заведениями эти вопросы прорабатываем. К производителям авиатехники будут подтягиваться малые предприятия. Сегодня мы смотрели производителей сидений, которые себя зарекомендовали на внешнем рынке ».

До нового года на заводе поставят на крыло пять самолетов L-410. Каждый из них отправится к заказчикам выполнять свою миссию и, возможно, с их помощью спасут чьи-то жизни или оперативно доставят важный груз в непроходимую тайгу.

В России начат выпуск авиационных радаров пятого поколения >>

* Let L-410 «Turbolet» - двадцатиместный универсальный двухмоторный самолёт для местных воздушных линий(МВЛ). Самолёт с укороченными взлетно-посадочными характеристиками (УВП в названии версии L-410UVP-E20 означает русское «Укороченный взлёт и посадка»), разработанный конструкторским бюро завода Let. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. До настоящего времени производится на чешском заводе Let. Другие названия: Л-410, Лет, Лет Л-410, Турболет, разговорные - Чебурашка, Элка, Элли.

Модификация….. L-410UVP-E20

Экипаж….. 2 пилота

Коммерческая нагрузка….. 20 пассажиров или 1 800 кг груза

Тип двигателя….. 2 × ТВД GE H80-200 компании GE Aviation Czech (бывшее чешское моторостроительное предприятие Walter, приобретенное в 2008 г. американской компанией GE Aviation - подразделением корпорации General Electric)

Взлетная мощность, л.с. ….. 2 × 812

Тип воздушного винта….. 2 × AVIA AV-725

Количество лопастей на каждом винте…..5

«Авиастар-СП» начал производить новые модифицированные ИЛ-76МД-90А >>

Диаметр воздушных винтов, м…..2,3

Размах крыла, м…..19,98

Длина самолёта, м…..14,42

Высота самолёта, м…..5,83

Площадь крыла, м²…..34,86

Масса пустого самолёта, кг…..4 050

Масса максимальная взлетная, кг…..6 600

Масса топлива (основные баки), кг…..1 000

Масса топлива (концевые баки), кг…..313,8

Максимальная скорость, км/ч ИС…..335

Практическая дальность, км…..1 500

Практический потолок, м…..4 200

Российская Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) решила стать единственным собственником производства небольшого самолета местных воздушных линий (МВЛ) Let L-410, известного также как «Турболет». Для этого УГМК собирается довести собственную долю в пакете акций чешского предприятия Aircraft Industries с 51% до 100%, сообщает агентство ИТАР-ТАСС. Самолет L-410 рассматривается российской стороной в роли основной модели для проведения модернизации региональных авиационных парков и восстановления сети местных авиалиний. Ожидается, что лизинг новых самолетов будет производиться при поддержке бюджета. Конкретные механизмы данной поддержки главы российских регионов собираются определить на встрече в сентябре 2013 года.

В настоящее время основным продуктом чешского авиапредприятия является самолет L-410УВП. Данная модель представляет собой ближнемагистральный самолет с укороченной взлетно-посадочной дистанцией на 19 пассажиров. Первая модификация самолета Let L-410 поднялась в небо еще в 1969 году. В послевоенные годы чешский «Турболет» стал первым иностранным самолетом, который вышел на советские авиалинии. На базе данной машины было создано большое количество различных модификаций транспортного, военного и специального назначения. В частности, данный самолет находит широкое применение в российских военных и гражданских летных училищах, где он служит для подготовки будущих пилотов военно-транспортной и дальней авиации.

После перехода 51% акций чешского предприятия в руки УГМК чешский авиапроизводитель получил дополнительные заказы на свою основную продукцию – L-410 UVP-E20. В 2009 году после достаточно длительного перерыва поставки самолетов российским заказчикам возобновились – сначала гражданским компаниям, а позднее – и Минобороны РФ. По состоянию на 2012 год на вооружении ВВС России находилось 7 самолетов L-410 UVP-E20, при этом заключенные контракты и опцион предполагают доведение парка данных самолетов до 15 машин.

В наши дни в регионы России Aircraft Industries поставляет модернизированную версию самолета, которая оснащается турбовинтовыми двигателями H-80, производством которых занимается подразделение General Electric в Чехии. По информации УГМК, установка данных двигателей значительно улучшила эксплуатационные характеристики самолета, увеличив, в частности, дальность полета с 1420 до 1520 километров. В настоящее время самолет L-410 значится в парках российских компаний «КрасАэро» и «Оренбуржье». Приобрести несколько самолетов готовы бурятская авиакомпания ПАНХ и правительство Хабаровского края. Раннее Минтранс и Минпромторг России заявляли о том, что для развития рынка внутренних авиаперевозок необходимы 9- и 19-местные самолеты, однако подобные модификации в России не производятся.

Let L-410 «Turbolet» – чехословацкий, впоследствии чешский двухмоторный универсальный самолет, предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях (МВЛ). Представляет собой двухмоторный турбовинтовой высокоплан, имеющий однокилевое хвостовое оперение. Известен также под названиями: Лет, Лет Л-410, Л-410, Турболет, Элка, Чебурашка. По данным на 2012 год в мире эксплуатировалось более 400 самолетов данного типа.

Наиболее распространенной версией самолета стала модификация Л-410УВП, в этой версии у самолета была сокращена дистанция взлета и посадки. Сокращение УВП и означает ««укороченная взлет-посадка». Самолет данной модификации впервые поднялся в небо еще в 1976 году. Первоначально машина оснащалась обычным комплексом авиационного оборудования советско-чехословацкого производства. От своих предшественников модель отличалась увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, удлиненным фюзеляжем, использованием интерцепторов и более производительными двигателями.


Стоит отметить, что проектирование и выпуск небольших самолетов и аэротакси в странах блока Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было прерогативой авиационной промышленности Чехословакии. Самолеты чешского производства летали не только в странах соцлагеря, но и в Швейцарии, Италии, Великобритании, США, Австралии и других странах мира. Особым спросом пользовались четырехместные аэротакси Aero-45, Super Aero-45S и Aero-145, а также L-200 Morava. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда встал вопрос выборе небольшого ближнемагистрального самолета для серийного производства, выбор пал на чешский L-410, который наиболее полным образом соответствовал большинству объявленных в техзадании ГосНИИ ГА параметров.

Малый пассажирский самолет L-410 «Turbolet» был спроектирован конструкторами компании «Лет» в 1966-1967 годах, работы по проекту возглавлял Ладислав Смрчек. Предполагалось, что данный самолет можно будет использовать в достаточно широком диапазоне температур от +50 до -40 градусов по Цельсию. Чешские специалисты руководствовались советским техзаданием и заранее принимали во внимание трудности климатических условий эксплуатации самолета в СССР, который должен был стать основным заказчиком самолета.

Всего до конца 1978 года в СССР для Министерства гражданской авиации было приобретено 100 самолетов Л-410М/МУ. В Советском Союзе «Турболеты» приходили на смену знаменитым «кукурузникам» Антонова, которые перевозили неприхотливых советских пассажиров на воздушных ямах местных воздушных линий. При этом стоит отметить, что летчики, которых «пересаживали» с Ан-2 на Л-410, воспринимали новичка двояко. С одной стороны, чешский самолет обладал массой преимуществ. Во-первых, он имел 2 двигателя, он в 2 раза выигрывал в безопасности. На самолете имелся комплект современного навигационного и радиотехнического оборудования, для пассажиров был обеспечен высокий уровень комфорта... Но, с другой стороны, для пилотов гражданского воздушного флота Ан-2 всегда оставался бесплатным «бензиновым кормильцем» их личных «Жигулей» и «Волг», в то время как чешский самолет летал на керосине. Да и в эксплуатации Ан-2 был более неприхотливой машиной. Точнее сказать, летно-технический персонал относился к вопросам эксплуатации советского Ан-2 значительно проще. В целом же, считалось очень престижным пересесть с Ан-2 на чешский Л-410.


Всего, начиная с 1969 года, в Чехословакии и Чехии было произведено 1104 L-410 различных моделей, из них 862 самолета попали в СССР. Интересно, что 1000-й «Турболет» был выпущен еще в 1990 году и передан «Аэрофлоту», после чего объемы их производства существенно сократились. С развалом СЭВ, а в последствие и Советского Союза, спрос на данные самолеты резко сократился. Несмотря на это, «Турболсты» и сейчас эксплуатируются в более чем 45 государствах по всему миру.

В настоящее время в Чехии производится версия самолета L-410 UVP-E20, которая может оснащаться аналоговой или цифровой авионикой (на выбор заказчика), системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS и автопилотом. Самолет L-410 UVP-E20 получил сертификат АР МАК.

Летно-технические характеристики L-410 UPV-E20:

Размеры: размах крыла – 19,48 м., длина – 14,49 м., высота – 5,83 м.
Площадь крыла – 34,86 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 6 600 кг., масса пустого – 4 050 кг.
Тип двигателя – 2 ТВД GE H80-200, мощность – 2х800 л.с.
Максимальная скорость – 395 км/ч.
Практическая дальность полета – 1500 км.
Практический потолок – 8 000 м.
Экипаж – 2 человека.
Коммерческая нагрузка – 19 пассажиров или 1800 кг. груза.

Источники информации:
-http://www.newsru.com/finance/25jul2013/rul410plane.html
-http://www.airwar.ru/enc/craft/l410.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/Let_L-410_Turbolet