Важны ли школьные оценки? Нужно ли требовать от своих детей хорошие оценки в школе? Какие у меня оценки в школе

«Учись на «отлично» и тогда сможешь добиться успеха в жизни» - вряд ли найдется человек, которому так не говорили в детстве родители, знакомые, учителя.

Многие в свое время верили и упорно работали на золотую медаль и красный диплом, свято веря в то, что будут профессионалами своего дела и смогут зарабатывать огромные деньги. А когда пришло время оглянуться вокруг себя и подвести некие итоги, оказалось, что их работа – это набор рутинных дел, за которую они получают среднюю зарплату, не имеют особо никаких перспектив, да и знания их узкоспециализированные. Вместе с тем обязательно возникнет где-то на горизонте кто-то из двоечников и хулиганов, в юношестве не подававших никаких надежд, теперь имеющих собственный бизнес, недвижимость и жену-красавицу. Почему так происходит? Где произошла ошибка и почему хорошие оценки не влияют на успех в жизни?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы выделили несколько тезисов:

1. Ни один перспективный работодатель не спросит вас о ваших оценках

В прогрессивных современных компаниях никому не интересно, как вы учились в школе или в университете. Ни в одном резюме или анкете вы не увидите графы «успеваемость», зато опыт работы и ваши навыки будут интересны всем. Скажем больше, умение пользоваться компьютером и какие-либо достижения в спорте или других соревнованиях будут иметь намного большее влияние при получении должности, нежели отличные отметки в зачетке.


2. Вы забудете все, чему научились

Сначала вы забудете все, что учили к экзаменам в школе, а потом и в университете. Через некоторое время после выпуска, вы поймете, что весь ваш багаж знаний состоит лишь из отрывков из разных областей. Спасает в этой ситуации лишь то, что в первые месяцы практики вы восстановите и приобретете больше профессиональных навыков, чем за все годы учебы. Так стоило ли так напрягаться и нервничать столько времени?

3. Погоня за пятерками может подорвать ваше здоровье


Людей, которых не изматывали экзамены и сессии, просто не существует. Причем обычно вы получаете не только моральное, но и физическое истощение. Бессонные ночи, переживания, постоянная зубрежка и непрекращающийся хаос – это все нормальное явление для студента. Из-за хронических стрессов снижается продуктивность и восприятие материала. Тут и заболеть недолго. Хотя вы разве не замечали, что многие их отличников достаточно часто простужены?

4. Вы не сможете посвящать время общению с другими людьми


Естественно, а когда встречаться с друзьями и заводить новые знакомства, если заданий для самостоятельной работы непрекращающийся поток? о ней отнимают все свободное время. Самая весомая ценность университета – это возможность завести полезные знакомства. Здесь можно научиться общаться с самыми разными личностями, развить навыки взаимодействия с другими людьми и приобрести не только хороших друзей, но и партнеров. Запомните, расстановка жизненных приоритетов – это очень важно.

5.Всему, что будет приносить доход, вы обучитесь за пределами ВУЗа

К сожалению, так исторически сложилось, что современная образовательная система направлена не на то, чтобы развить в студентах интерес к тем или иным предметам, а чтобы убить его в корне ко всему. Головы забиваются теоретическими знаниями, которые фактически никогда не будут применяться на практике. Добиться успеха, прежде всего, помогут хобби. Получится освоить и применить в карьере только то, что вам будет интересно.

Несмотря на все вышеперечисленное, большинство студентов продолжает усиленно заниматься и стараться «выбить» из преподавателей только высшие оценки. Это вполне объяснимо, ведь многие из мифов навязывают и сами ВУЗы.


Например, в университете вам обязательно скажут, что:

  • только обладатель «красного» диплома сможет добиться успеха в карьере

Этот тезис работает исключительно в стенах университета. За их пределами это утверждение – миф. Отличные оценки не помогут, ведь работодателя не интересует, как вы сдавали свои экзамены, ему важно, что вы умеете и насколько качественно. Не зря большинство выпускников в начале своего пути услышат и будут вынуждены применить для себя фразу: «Забудьте все, чему вас учили в ВУЗе». Только практикуясь, можно получить настоящие знания в той или иной области;

  • опыт и компетенция специалиста зависит от длительности работы

Это отголоски советских времен. Даже в наше время на заводе, государственном предприятии или в частной фирме можно найти сотрудника, чей опыт работы насчитывает десятки лет, это передовики труда, их возраст уже перевалил за пенсионный. Такой специалист считается очень ценным. При этом мало кого волнует, что этот человек, скорее всего, на «вы» с компьютером, мало или вообще ничего не слышал о новинках в сфере своей деятельности или просто имеет уже массу заболеваний или отклонений в силу своего возраста. Понятно, что только окончившему ВУЗ молодому специалисту и равняться не стоит на таких опытных работников, хотя, даже без опыта работы, он обладает, куда большим количеством знаний и умений.


Современные студенты в разы ценнее сотрудников-пенсионеров. И дело тут вовсе не в возрасте. Заслуженные работники не желают развиваться, они считают, что и так достаточно хорошо владеют своей профессией. Это приводит к неэффективной работе не только их самих, но и всего предприятия в целом. Такие сотрудники не смогут обучить молодое поколение. Это все к тому, что компетентность специалиста зависит не от длительности работы, а от личных характеристик, таких как гибкость, тяга к саморазвитию, проактивность и желание приобрести разносторонний опыт;

Опять-таки это правдиво только для студентов ВУЗов. Практиков это не может касаться в силу того, что владение некоторыми профессиями вообще невозможно оценить. Например, художник в университете осваивает техники рисунка, но креативности, воображению и умению самовыражаться на холсте не научат преподаватели. Это личные качества, индивидуальные для каждого человека и от того, как они будут проявляться, будет зависеть, насколько он будет успешен;

  • существуют авторитетные люди, утверждения которых неоспоримы

Это частое явление в университетах, в которых преподаватели работают еще с советских времен. Обычно они знают несколько авторитетных ученых, мнение которых считают единственно правильным и неоспоримым.

Современные студенты должны всегда помнить, что, только анализируя, читая и узнавая как можно больше информации (благо сейчас это не проблема), можно комплексно и детально понять предмет изучения. Неосмысленное следование за утвержденными теориями, не разовьет способность анализировать и иметь собственное мнение;

  • придерживайся правил и добьешься успеха

Большинство преподавателей не дадут и шагу отступить от общепринятых норм. Применять знания на практике следует только в том алгоритме, в котором учили в ВУЗе, однако, почему-то никто не упоминает о том, что все великие люди стали таковыми, потому что нарушили правила? Они ломали стереотипы. Мы не хотим, чтобы вы сейчас пустились во все тяжкие. Речь идет о том, что всегда старайтесь иметь собственное решение проблемы, не плывите по течению. Учитесь лишь для того, чтобы иметь теоретическую базу знаний, дальше – создавайте инновации.

Мы понимаем, что раскритиковав современную систему образования и устоявшиеся принципы, должны предложить альтернативные варианты. Конечно, многие из них вряд ли будут оценены по достоинству теми, кто увяз в общепринятых правилах, но мы уверены, что они пригодятся тем, кто готов рискнуть и добиться в жизни небывалых высот.


Не тратьте времени на ненужные предметы. Если вы желаете стать химиком, разве вам так важно лезть из кожи, чтобы написать сочинение по литературе и получить за него высокий балл? Сосредотачивайте свои силы максимально лишь на том, что вам действительно нравится, от чего вы получаете удовольствие. Остальные предметы важно изучать для общего развития, но не для общего результата в аттестате.

Начните набираться опыта как можно раньше. В идеале устраивайтесь на работу или на практику уже на втором курсе. Так у вас будет намного больше шансов занять достойную должность сразу после получения диплома.

Обзаводитесь полезными знакомствами. Не теряйте времени, общайтесь. Где угодно. Находите друзей, знакомых, партнеров. Среди них могут оказаться влиятельные люди, а если и нет, то все равно вы получите бесценный опыт общения с людьми.


Наслаждайтесь жизнью, не забывайте про отдых. Не пропускайте вечеринки и другие университетские мероприятия. Это принесет не только приятные воспоминания о веселой студенческой жизни, но и сделает вас активными, раскрепощенными и уверенными в себе.

С юных лет нам окружающие рассказывают, что есть лишь один правильный путь: хорошо учиться в школе – хорошо учиться в институте – получить хорошую работу – получить достойную пенсию. Но вот проблема в том, что это уже давно не работает и, наверное, никогда уже и не будет работать…

Уже все больше людей понимают, что пора забывать фразу «Будешь плохо учиться – будешь работать дворником и не сможешь обеспечить себя в старости». Сейчас имеют хорошие заработки не те, кто много знаний собрал за школьной партой, а кто развил в себе силу воли, стремление к цели, смекалистость, умение убеждать, умение генерировать идеи, умение находить нужную информацию и правильные решения. И никому теперь не важно какого цвета у вас диплом и на какие оценки вы учились.

Есть 3 основных пути – работать на кого-то, работать на себя и работать командой единомышленников с одинаковыми правами.

Путь 1: “работать на дядю”

Если вам приходилось искать работу и работать в компании, то вы могли заметить:

В резюме не просят указывать с какими оценками вы учились.

При собеседовании мало кого интересуют ваши оценки (могут спросить только лишь из любопытства).

Заработная плата не зависит от оценок.

Полученные знания почти не применяются на работе.

Выводы напрашиваются сами: ценность оценок в дипломе завышена.

Путь 2: создание своего бизнеса

Здесь также не важны оценки. Даже само образование не играет большой роли – есть не мало людей, которые начали свое дело даже не получив образование, а теперь являются одними из самых богатых и влиятельных людей в мире. Для создания своего бизнеса в большей степени важно: умение ставить цели и достигать их, самоконтроль, постоянное развитие своих навыков, вера в себя, умение находить правильные пути движения, умение презентовать свои товары/услуги, умение убеждать, умение продавать и, в конечном итоге, любить то, чем занимаешься.

Путь 3: работа со своей командой

При создании своего бизнеса не всегда получается взвалить все на свои плечи и достигнуть поставленных целей. В таких случаях собирается команда из людей, каждый из которых имеет необходимые знания и умения, чтобы в конечном итоге достигнуть необходимых результатов в работе. В этой ситуации многое схоже с прошлым путем, при этом также необходимо уметь работать в коллективе.

P.S.

Статья не призывает забросить учебу, а объясняет, почему не надо слишком уж переживать за оценки. Главная цель обучения – получение полезных знаний, а не оценок. К тому же, будьте реалистами и не надейтесь на то, что с красным дипломом вам открыта дорога в мир успеха. Уже во время обучения развивайте свои таланты, свой характер, свои умения и знания в интересной вам сфере. Не останавливайтесь на получении хороших оценок.

Важны не знания, а умение применять их.

В данной статье родители не найдут ответы на свои волнующие вопросы «Почему ребенок приносит плохие оценки?» или «Как повысить успеваемость ребенка в школе?». Это статья - рассуждение доктора педагогических наук Александра Владимировича Могилева о самом понятии «школьной оценки» и его роли в современном школьном образовании.

Рассмотрим подробнее такой «двигатель» образования, как школьная оценка. В укладе современной российской школы оценка играет далеко не последнюю роль.
Казалось бы, оценки в школе, что тут такого? Учитель оценивает знания ученика, ставит ему оценку за ответ или за работу в тетради, в журнал, в дневник…

Все просто и понятно.
Оказывается, нет, не просто и не понятно.

Оценка или отметка?

Начнем с терминов. Во-первых , оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика - то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи.

И результат оценивания - оценка, но ее «поставить» нельзя, потому что эта оценка - это мнение учителя, его мысли и соображения.

Даже сомнения, потому что деятельность учащегося сложна, зачастую случайна, зачастую скрыта от глаз.

Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное.
Ведь для чего производится оценивание? Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста.

Но нынешние школьные учителя все это накрепко забыли. Они думают, что «ставят» оценки, а они ставят ОТМЕТКИ. Отметка - числовое или словесное выражение оценки, ее проекция на дискретную шкалу плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично . При подобной норме оценок в школе у отметки теряются не только различные оттенки и стороны, какой оценивался вид работы и тип учебной деятельности, но и самое главное - зачем и для кого эта оценка производилась.

В самом деле, каковы функции, цели современной школьной отметки, для кого и для чего она выставляется? Зачем?

Зачем в школе ставят оценки?

Для всех субъектов образовательного процесса оценки ребенка в школе несут различные функции.

Для учителя отметка - кнут или пряник, инструмент наказания или поощрения школьника. И при этом не важно, за что. Двойки и пятерки ставятся за все, что попало: за ношение школьной формы, наличие сменной обуви, поведение на уроке, ну и, отчасти, правильность/ошибочность ответов и работ учащегося.

Отметки стали способом управления учителем учащихся

Часто отметка субъективна: одним (любимчикам) учитель может поставить пятерку за то, за что другим (не любимчикам) поставит двойку (на таких примерах дети убеждаются в несправедливости этого мира). Отметки стали чуть ли не последним способом управления учителем учащихся. Никакой речи о том, чтобы выявить особенности учебной работы учащегося, как-то выбирать дальнейшую педагогическую тактику уже не ведется…

А еще одна ипостась отметки - посылка сигнала родителям об их ответственности за обучение ребенка.

«Смотрите», - как бы говорит учитель, - у вашего чада плохие оценки в школе. Нужно срочно подключаться и решать этот вопрос». И родители в своей массе решают его с помощью ремня ребенку/подарков учителю/денег репетиторам. Все рецепты хорошей успеваемости хорошо известны.

Оценка и школьная мотивация

Для школьников отметка превратилась в цель и смысл обучения, вообще, нахождения в школе. Выполнив какую-либо работу, они подбегают к учителю, и, заглядывая в глаза, спрашивают: а что вы мне поставите?

Выполнять домашние задания, учить параграфы школьники берутся, только если им грозит проверка, вызов к доске, опрос. Если уже недавно спрашивали, можно ничего не учить: учитель должен спрашивать других. Если работа не оценивается, то и делать ее нет смысла.

То есть отметка играет исключительно мотивирующую роль, она подменила собой интерес и стремление к знаниям.

Отношение родителей к оценкам ребенка

Довольно странные и противоречивые функции несет школьная отметка ребенка для его родителей, в их основной массе.

Для большинства родителей отметки ребенка выступают в функции индикатора принятия его ребенка Системой и Обществом, как источник уверенности/тревоги за будущее ребенка. Жизненная программа для ребенка у многих родителей выглядит следующим образом: «хорошо учиться в школе, поступить в вуз на бюджет, удачно выйти замуж/жениться, а дальше зарплата-квартира-машина » и т.д.

Мало кто из них мечтает в таких категориях, чтобы ребенок вырос в хорошего, честного человека, который бы смог реализовать себя и был бы счастлив! В итоге критерии оценки в школе для родителя также играют мотивирующую роль. Они мотивирует родителей мотивировать учащихся (с помощью ремня) и непосредственно их учить (с помощью репетиторов).

Школьная отметка мотивирует родителей

Наконец, для руководителей образования разного уровня усредненные школьные отметки выступают в качестве источника формального статуса среди коллег, основы различных рейтингов.

Обобщая эти функции, можно сказать, что

отметка совершенно оторвалась от оценки и приобрела формальный статус, подменила собой содержательную мотивацию, интерес к изучаемым предметам и темам, к знаниям.

Почему так случилось?

Современное понятие школьной оценки

Похоже, что основных причин имеется две. Во-первых , школьные (и вузовские тоже!) знания утратили практическую ценность, значение для профессиональной деятельности. Обучение стало теоретическим, переусложненным, и применить эти знания для решения практических проблем стало невозможно. В отсутствие содержательно мотивации потребовались средства несодержательной мотивации, такие как ЕГЭ. Если его сейчас вдруг отменить - развалится вся школа, потому что школьникам незачем станет учиться.

Современная отметка также слабо связана с собственно качеством образования, практически на него не работает.

Точнее работает косвенно, в смысле отбора. Высокие рейтинги и престижность школ/классов привлекает честолюбивых родителей, которые приводят в такие школы/классы подготовленных детей, в которых уже много вложено и которые поражены вирусом перфекционизма. Такие школы не столько учат, сколько оценивают учащихся, выявляют у них пробелы и изъяны, ответственность за устранение которых передается при помощи инструмента все тех же отметок самим родителям.

Последним и самым вопиющим воплощением отметки как средства мотивации, поощрения/наказания, является электронные журналы. Кому нужны эти отметки за школьные успехи/провалы в интернете? Школьникам? Нет! Они нужны учителям, утрачивающим всякий профессионализм и этику как «инновационный» кнут/пряник, как вопль отчаяния, как средство воздействия на родителей, с тем, чтобы они что-то сделали со своими, становящимися все более неуправляемыми чадами.

Вопросы, связанные с оценочной деятельностью педагога, были и остаются пока достаточно проблемными для процесса обучения.

Нужна ли оценка в школе?

С точки зрения, предположим, второклассника и его родителей - нет, не нужна. Она каждый раз становится поводом для семейных споров, взаимных претензий, негативных эмоций по отношению друг к другу…

Но с иной, общественной, точки зрения без оценивания не обойтись. Образование - это особый социальный институт, в котором государство готовит будущих специалистов и профессионалов.

Судить о степени их готовности к той или иной социально значимой деятельности можно только на основании диагностики и оценивания, которые в различных областях социальной жизни принимают различные формы: аттестация, аудит, ревизия, комплексная проверка, системный мониторинг, автоматизированный контроль и пр.

Необходимость и целесообразность социально значимой оценки деятельности очевидны, поскольку позволяют выявить степень, уровень, качество готовности конечного «продукта»: архитектурного ансамбля, художественной повести, компетентности специалиста, знаний и умений учащихся и т.д.

Поэтому этап оценивания в учебном процессе нужен и важен. Это понимают педагоги, ученые, которые стремятся осмыслить учение как вид деятельности. Оценка в этом общем значении не сводится просто к неким номинациям - «отлично», «удовлетворительно» и пр.; нет, она выполняет определенные функции, т.е. отвечает тем самым общественным ожиданиям, о которых говорилось выше.

Однако оценочные компоненты урочной деятельности воспринимаются учениками как стрессовые ситуации, и это связано именно с явлением оценки и ее последствий.

Что выделяют как «зоны риска» оценочной системы?

1. Прежде всего - субъективизм педагога , проявляющийся в оценках и соответствующих суждениях. Учитель - живой человек, и ему далеко не всегда удается избежать проекции своего отношения к личности учащегося на оценивание его ответов и письменных работ.

«Плюсы» и «минусы», которыми педагог усиливает или снижает балльную оценку, часто являются свидетельством именно такого, личностно окрашенного отношения. (Собственно, идея тестирования как формы контроля и призвана была как раз разрушить основание для проявлений субъективизма.

Такая форма ставит учащихся в изначально равные условия в получении контрольного задания и должна обеспечить независимость и объективность итоговой оценки).

2. Часто та или иная оценка, в системе получаемая учеником, становится краеугольным камнем, начинающим определять его социальный статус : «отличник», «хорошист», «троечник», «двоечник по жизни»… Причем это случается не только в школьных обстоятельствах, но и в семейных отношениях.

Ежедневное сравнение достижений ребенка с некоей нормой и систематическое несоответствие этой норме пагубно сказывается и на родительских ожиданиях и на самооценке школьника, подростка.

3. Недоработанность системы оценок проявляется и в том, что балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе и нравственные, свойства учеников, но они не могут быть выражены числами, т.к. не могут быть измерены.

В итоге происходит подмена: оценка работы, продукта деятельности начинает восприниматься как оценка личности школьника - его нравственности, интеллекта, жизненных устремлений: нет прилежания - неудачник, ничего не сможет добиться в жизни.

4. Со временем оценка может стать своеобразной ловушкой для ученика. Да, он сам порой способствует тому, что такая «клетка» возникает вокруг него, однако, попав в нее однажды, вырваться из ее ограничивающих рамок оказывается чрезвычайно трудно.

Здесь возможны три варианта: уйти в «глухую защиту» («мне на все наплевать»), время от времени пытаться что-то сделать (но так как запаса знаний и умений немного, то эти усилия далеко не всегда должным образом оцениваются и поддерживаются), и, наконец, «проснуться другим человеком». Последняя стратегия во многом связана с целеустремленностью, темпераментом, наличием волевых усилий, поэтому все она не может подойти для всех.

Как нивелировать негативные аспекты учебной оценки?

Прежде всего важно уточнить цель действий педагога . Если она заключается в том, что «обнаружить и уничтожить» незнание ученика, то, пожалуй, приведенные рекомендации не сработают. Если же цель заключается в том, чтобы через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке и саморефлексии (а это уже и социальная функция оценочной деятельности), тогда изложенные советы могут действительно пригодиться.

Чтобы оценочный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, имеет смысл:

  • дифференцировать ошибки учащихся на «механические» (невнимательность, рассеянность) и «познавательные» (касающиеся знаний и умений); в соответствии с этим организовывать подборку упражнений для учащихся на уроке;
  • предоставлять школьникам право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий;
  • давать учащимся возможность выбирать ту часть работы , которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки - это приучает школьников к ответственности оценочных действий;
  • пользоваться знаками сомнения (например, знак вопроса), адекватность применения которых должна высоко оцениваться учителем и пр.

В последнее время говорят о необходимости использования само- и взаимооценки в учебной деятельности. Отстаивая необходимость психолого-педагогической работы, направленной на формирование самооценки в учебном процессе, педагоги (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Цукерман и др.) считают целесообразным придерживаться следующих установок :

  • самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя , лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота;
  • ученики должны с помощью учителя искать предельно четкие критерии оценки , (участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем).
  • им должна быть открыта социальная суть оценивания . Тогда в более зрелом возрасте они самостоятельно и чрезвычайно рационально переведут любую нестандартную оценочную шкалу в конвенциальную (пяти, десяти- или сто балльную) и т.д.

Начинается все с того, что учитель поощряет разнообразную учебную работу учащихся, давая им возможность заработать первоначальный капитал, на который затем и приобретаются «ценные бумаги». Назначение последних заключается в регулировании процесса оценки (выкуп, отсрочка, погашение и пр. - все как в окружающем социуме).

Одна из самых популярных (но и самых дорогих) ценных бумаг - «Страховой полис», который снижает степень самого большого школьного страха - страха совершить ошибку (он годами терзает самых хороших, талантливых детей). С помощью данной бумаги можно откупиться от ответа. Эта ситуация не просто одномоментно спасает ученика от случайной «двойки», но помогает ученику чувствовать себя более защищенным и уверенным на уроке.

Другая ценная бумага «Передай другому» дает ученику право передать свой ответ другому ученику, когда спрашивают его.

Еще одна - «Плюс один» - может повысить итоговую отметку, переведя ее с тройки на четверку и т.д.

Подытоживая материал, имеет смысл обратимся к словам американского педагога Т. Орлика: «Оценивая детей... необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем, чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно если они для него недосягаемы».

Тогда возможным станет новое прочтение императивного призыва: «Оцени!». Вспомнив об учениках, их ожиданиях и страхах, о родительских чаяниях и разочарованиях, о позитивных и негативных последствиях учебной отметки, сделаем новый акцент: «О, цени…».

Проходя по школьному коридору, задавала всем встречным вопрос: «Зачем в школе нужны оценки?». Вопрос поначалу вызывал легкий ступор: «Это же очевидно!»
Потом - некоторые размышления: «А и правда - зачем?», потом - самые разные ответы (от «Для того, чтобы родители знали, за что нас ругать» до «Оценки нужны для того, чтобы знали, кому из учителей давать хорошую зарплату, а кого ругать на педсовете»). Самый неожиданным для меня стал ответ семиклассницы: "Как зачем? Чтобы поступить в университет и получить хорошую профессию".
А ведь на самом деле, по нашим двойкам и пятёркам нас оценивают при поступлении в ВУЗ или какое-либо другое учебное заведение. При приёме на работу смотрят в наш диплом или аттестат и делают выводы, с кем они имеют дело. Ведь работодатель, раскрывая наш вкладыш с оценками, сразу делает выводы, на что мы способны и стоит ли ему вообще-то с нами иметь дело. Дома, глядя в дневник, наши родители решают, похвалить нас или наказать. От наших оценок решается, как пройдёт вечер. Будем ли мы мыть посуду или с лёгкостью на душе пойдём гулять с друзьями. Или, что ещё хуже для нас, поедем ли мы на лето к бабушке в глухую деревню, или нас отправят на море. Наши друзья часто спрашивают: "Как у тебя с учёбой? Запар или нет?". А потом и девушки начнут мучить своих молодых людей такими же вопросами. И что при этом отвечать? Сказать горькую правду и потерять свой авторитет "отличника" в её глаза или соврать про свою двойку по алгебре и быть милым и пушистым. А эти вопросы от родственников или просто знакомых людей по дороге домой в автобусе: "Как дела в школе?". Что при этом отвечать? И почему все так этим интересуются? Неужели нас и правда "оценивают" все: мамы в детстве, потом любимая девушка, и даже начальник на работе.

Если взять словарь и остановимся на букве "О", то слово "оценка" в педагогике - это выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы). То есть это всего лишь мнение. Мнение, которое влияет на всю нашу последующую жизнь. И ясное дело, что этого нам никак не поменять и, даже будучи большим министром, нам не отменить школьные оценки. Да и, с другой стороны, зачем? Ведь при хороших оценках наша жизнь пойдёт в гору. Нас будет обожать наша мама и покупать нам многое и позволять разное, говоря при этом своим подругам: "Она ведь у меня хорошо учится", испытывая при этом огромную гордость. А порадовать любимую маму всегда приятно. Наши друзья тоже будут гордиться нами и беречь нашу дружбу, ведь кто, если не мы, поможет им в трудную минуту и даст списать. Любимый, в свою очередь будет хвастаться тем, что у неё есть такая хорошая "я". Ну, а уж про работу можно и не говорить. Ведь никому ещё уважение и хорошее отношение начальника не мешали, да и премия в конце квартала не лишней будет.
Получается, наша жизнь начинается со школы и в будущем зависит от неё, а точнее от нас самих. Ведь какой будет наша жизнь, каким будет мнение о нас, отношение к нам и наше финансовое состояние зависит только от нас и ни от кого больше. Уже в школе мы решаем свою судьбу, решаем её благодаря простой пятибалльной системе. Каким будет оно? У каждого - своё. Главное "оценить" всё правильно.