Грамотный ребенок. Методические советы родителям от учителя русского языка "как помочь ребенку хорошо учиться". Сколько слов в предложении

Собраны курсы по русскому языку и культуре для детей 6 – 16 лет. О нём и вообще о детской и взрослой грамотности беседуем с одним из авторов – лингвистом, старшим преподавателем Школы лингвистики НИУ ВШЭ русского языка Анной Левинзон.

— Расскажите, чем ваш онлайн-курс русского языка отличается от существующих, в чем его особенность? Почему детям не будет скучно заниматься по нему?

– Особенность «Верных с лов» в том, что этот ресурс, с одной стороны, создан профессионалами-лингвистами, с другой — учитывает возрастные особенности детской психологии.

Наши курсы учат ребенка понятным ему языком, используют яркие зрительные и аудио образы, обращаются к темам, действительно значимым для современного маленького школьника. Еще одно значимое отличие «Верных слов» от прочих онлайн-платформ — активный подход к обучению. Мы стараемся не формулировать правило раньше, чем ребенок интуитивно выведет его из серии подготовительных заданий. Наконец, последняя значимая особенность нашего ресурса — коммуникативный принцип в обучении родному языку. В центре курса стоит не грамматическая информация, а задача, которую ученик должен решить в письменном общении. Правописание мы представляем как инструмент, позволяющий ребенку успешно достичь поставленной цели.

– Как вообще в последние 10-20 лет изменился подход к обучению детей русскому языку? Или как было бы хорошо его изменить, но изменения эти еще не произошли в силу консервативности нашей образовательной системы?

– В хороших школах учителя в последние годы ставят перед собой именно эту задачу: научить ребенка выражать свои мысли и чувства в разных ситуациях общения. Важное новшество последних лет – это осознание значимости обучения детей устной речи (с этого года в некоторых регионах в государственную итоговую аттестацию по русскому языку включается устная часть). Также у учителей появилось понимание, что нужно обучать родному языку не только в рамках отдельного курса, но и на междисциплинарных занятиях. Например, при написании школьниками исследовательских работ преподаватели русского языка, курирующие процесс, активно сотрудничают с преподавателями других дисциплин.

– Как вы считаете, сегодняшние школьники в целом менее грамотны по сравнению с советской школой? Можно ли говорить о том, что в обществе изменились стандарты общей грамотности, они стали ниже, и это влияет на грамотность детей?

– Подход к языку как к инструменту предполагает изменение отношения к понятию «грамотности». Грамотным можно считать человека, который знает, каким образом достичь нужного эффекта от своего текста. В одних ситуациях этот текст должен быть написан на литературном языке, в других — на молодежном слэнге. Важно, чтобы ребенок владел разными регистрами и знал, когда и как следует их переключать.

Школьная программа по русскому языку с советских времен ориентируется почти исключительно на освоение правил орфографии и пунктуации. В то же время сейчас общество все более осознает необходимость развития письменной и устной речи ребенка.

Способность строить эффективно воздействующий на аудиторию текст — одна из тех, что может обеспечить успех в профессиональной карьере. Под развитием речи мы понимаем расширение словарного запаса, умение переключать регистры в разных ситуациях общения, умение строить яркие и понятные предложения. Для того, чтобы развить эти компетенции, стоит гораздо подробнее, чем это делается сейчас, показывать ребенку возможности использовать в текстах синонимы и антонимы, красочные прилагательные, энергичные глаголы. Своей задачей наш проект видит, в частности, развитие этих навыков. Школьные учителя, хотя и понимают их важность, не имеют возможности обучать этому на уроках из-за нехватки времени.

– Как могут родители способствовать тому, чтобы дети говорили на правильном русском языке? Достаточно ли только школы?

– На месте родителей мы не стремились бы учить ребенка только «правильному языку». Важно развивать языковое чутьё, рефлексию по поводу собственных и чужих текстов. Для этого стоит предпринимать ряд действий:

1. Приучать детей к чтению;

2. Поощрять словесное творчество ребенка; если ребенок сочиняет, стоит показать, что родители серьезно относятся к его текстам — например, оформить их в самодельную книгу;

3. Просить детей дома рассказывать о событиях в детском саду и школе — такого рода рассказы формируют навык связной устной речи, очень востребованный сегодня обществом;

4. Поинтересоваться , каких блогеров читает или смотрит ребенок-подросток, посмотреть их самим и при случае уважительно обсудить достоинства и недостатки их речи и манеры презентации;

5. Записать ребенка на онлайн-курсы – электронные ресурсы воспринимаются современными детьми как часть их мира, таким образом, «правильный язык» тоже будет ассоциироваться у детей с «актуальностью», а не только с «традицией».

– А как взрослому стать более грамотным?

– Сейчас существует множество виртуальных и оффлайн-площадок, на которых можно коллективно «залатывать дыры» в образовании. «Тотальный диктант» — один из примеров таких удачных проектов.

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Комментировать статью "Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки"

02.12.2017 15:36:44, Rezada

Очень хорошая и поучительная статья. Молодым мамам очень пригодится, да и не только им, а многим другим, которые хотят, что бы их дети хорошо учились и знали свой родной язык.

16.02.2014 13:52:58,

Всего 3 сообщения .

Еще по теме "Как учить русский язык":

есть какой нибудь яркий и наглядный мем для запоминания когда жареНые грибы и когда жареННые. Типа "чулок, но носков" и "одевают Надежду, надевают одежду"

Ученик физмат лицея, 7 класс, запустили русский. На репетитора пока нет возможности тратиться. Огромная проблема ос временем. Почти каждый день 7 уроков, дома много сидит с основными предметами, информатикой, суббота учебная, воскресенье - весь день выполнение дз (часа 1,5-2 на прогулку все же есть).Предыдущие знания помогли продержаться в 6 классе, сейчас вижу, что приплыли, как говорится. Помогите, пожалуйста, советом. Что лучше и эффективнее

Всем добрый день. Всех с наступившем Новым годом! Хотела узнать. Возможно ли без репетитора дотянуть русский до 5? Ребенок учится в 8 классе. Хочет учиться до 11 класса. Оценки 4 и иногда 5. Может ему какой учебник купить и по нему закреплять изученное? Или диктанты подиктовать? Планирую заниматься по часу 2 раза в неделю. Или это бесполезно? Только репетитор?

Девочки, посоветуйте хороший сборник правил по русскому для началки, но можно и до 11 кл. Спасибо!

Сын в 4 классе. По русскому твердая 2. В диктанте стабильно больше 10 ошибок. Начинаешь устно спрашивать- как пишется такое то слово и почему? Отвечает всегда правильно и обосновано. При диктанте просто караул. При самопроверке своих ошибок не видит... С остальными предметами все нормально 4-5, кроме английского. Почерк очень плохой, буквы скачут. Первое слово в предложение, имя, тоже через раз пишет с маленькой буквы. Что с этим можно сделать?

Девочки, помогите советом, плз. Старший сын ооочень плохо пишет - правила знает, но делает огромное количество ошибок, часто глупых. Перечитывает написанное и ошибки свои не ловит никак, дома еще можно добиться, в школе точно нет. Все диктанты и контрольные - тройки. Жы-шы написать может, буквы пропустить, ну и тд. Ну и почерк кошмарный, никак не может писать красиво и быстро (рисует тоже отвратно).

Девушки, пока сын не против подтянуть хвосты (закончил 5 кл.) посоветуйте, пжл, может кто то распечатывал задания, кто то может сам свою систему изобрел:))) в общем хотелось бы по темам пробежаться, самым важным, ключевым без особдого напряга и рутины.

Задали на выходные выучить правило. Выучить-то выучил, а вот понять никак. У нас вообще с русским не очень-то, а как до разбора по составу, падежей доходит, и теперь до склонений, вообще, вылезай-приехали. Честно говоря, сильно нервничаю. Подскажите что-нибудь - книгу, сайт, на пальцах как объяснить, успокоиться и попить валерьянки?:))

А можно как-то повысить грамотность? Ребенок правила знает, применять умеет, но по русскому троек даже больше чем четверок. Я сама всегда всегда хорошо знала правила, очень много читала, но выше 4 никогда по русскому не было: всегда делала небольшие ошибки. Есть ли методы развить грамотность?

Как можно дополнительно позаниматься, может какие пособия кто посоветует? 2 класс, если что... Ошибки в словарных словах, переносах, тех, которые можно проверить однокоренным словом и т.п. С математикой как-то понятнее, множество задачников, тренажеров, а вот как научить русскому, я при врожденной грамотности слабо представляю... Я и правил особо не знаю, как-то все интуитивно. Поэтому просто впадаю в ступор при виде таких "глупых" ошибок и в таком количестве, как у моей дочери:(((

Нужно выбрать учебник.Русский язык у нас только разговорный, живем не в России.Девочка умеет читать и писать,но нужна грамматика и развитие речи.Посоветуйте,плиз,учебник и автора, грамотного учителя русского мы найти не можем, придется учить самим.Наверное,учебник для 1-2 класса, начинать придется с самого элементарного.

Помогите пожалуйста объяснить ребенку (дочкиной подружке) иностранке, изучающей русский язык разницу между 1 и 2 спряжением глаголов. Попроще, Яндекс очень заумно объясняет. Спасибо.

Деление слов на слоги. Помогите, пож-та обьяснить ребенку 1 класс как делятся слова на слоги. Они делают проверочные работы – надо черточками карандашом разделить слова на слоги. Любка лепит много ошибок в этом. Мы знаем (я и она) - сколько гласных, столько и слогов. А вот как обьяснить принцип прицепления согласной к слогу, если в слоге более 2х букв? К примеру, почему зай-чик а не за-йчик? Есть ли какое-то правило или веселая запоминалка? И еще вопрос по методике – зачем такое задание? Как эти знания используются дальше?

Написали мы четвертной диктант на 3\3. И вообще не грамотно пишет, переписывает плохо. Учимся во стором классе. Может порекомендуете пособия,что бы он и сам мог по ним заниматься по русскому языку? А мне что диктовать ему больше заставлять переписывать тексты. Что еще?

Принцип Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата и наоборот. Данный принцип применим к каждой сфере жизни.

В том числе и к обучению детей.

Но вначале давайте вспомним, что такое грамотность?

Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике.

В современном мире информационных технологий и повсеместных сообщений — это визитная карточка человека.

Как повысить грамотность ребенка? На самом деле, это проще, чем может казаться. Предлагаем подборку эффективных упражнений для повышения грамотности.

Упражнение «Найди и исправь ошибки»

Ребенку предлагается текст, в котором есть орфографические или пунктуационные ошибки. Текст можете написать сами, от руки.
Упрощенный вариант — в каждой строке указать количество ошибок.
Вариант посложнее — указать общее количество ошибок в тексте.
Сложный уровень — не указывать количество ошибок.

В свое время именно так, мне кажется, я выучила русский язык. Моя мама, учитель начальных классов, приносила домой всегда стопки тетрадей.

Давала образец (иногда и без него) и говорила: «Проверяй, дочка.»

Я сидела каждый день по нескольку часов, играя в учительницу. К слову сказать, мне мама давала красную ручку, и я просто пищала от восторга.

А теперь есть заготовленные в тетрадках тексты с ошибками, и мальчишки уже синей пастой их исправляют.

Хорошие задания, тексты.
Прямо в тетради есть такие важные для детей упражнения, как «найди и исправь ошибки»

Повысить грамотность можно используя технику эффективного обучения «Воронка»

С помощью нее легко убрать ошибки в словарных словах.

Для этого нужно сделать следующее:

  • Прочитать ребенку словарные слова, обозначенные в конце учебника. Вы называете слово, ребенок его либо пишет, либо произносит по слогам.
  • Если ребенок произнес слово правильно, без заминок и запинок, вы переходите к следующему слову.
  • Если ребенок замешкался, сомневался или ответил неверно — вы ставите галочку напротив соответствующего слова.

Так вы обнаружите ошибки или потенциальные ошибки.

Например, у сына одной из участниц ШУД получилось обнаружить 59 ошибок из 300 слов.

После этого слова нужно слова нужно прогнать по «Воронке» и запомнить правильное написание с учетом применения техник эффективного обучения. Как это сделать? В видео

Марина за неделю свела количество ошибок ребенка к нулю.

2) Словарные слова из 300 было 59 с ошибкой, делали так как Рената учила. Через неделю – 0 ошибок)))))))))
Еще раз Благодарим Вас от всей нашей семьи!

Отличный способ повысить грамотность — давать ребенку читать вслух тексты диктантов

Мои дети читают диктанты 1-2 раза в неделю.

Можно купить сборник диктантов для соответствующего класса, или скачать. Важно читать тексты 10 минут вслух, четко проговаривая каждое слово. Каждый текст читается три раза.

При такой подготовке очень скоро ребенок покажет лучшие результаты по русскому языку.

Верный способ повысить грамотность — записать ребенка на курс повышения грамотности «Грамотный ребенок за 30 дней» для учеников 2-6 классов

Скажу честно, курс родился не просто так.
Сейчас у нас обучаются около трехсот детей возраста от 6 до 16 лет.
Каждый день мы получаем ответы на миссии и задания по курсам английского, школы спецагентов, клуба гениальных детей.

Мы видим, что многие дети допускают очень похожие ошибки.
И мы видим, что ошибок много.

Дети не знают словарные слова, не усвоили орфограммы, не умеют применять правила русского языка.

В связи с этим у команды «Обучение с удовольствием» возник запрос: разработать программу, которая нацелена на повышение грамотности детей.

В течение двух месяцев тренинг находился в разработке и записи заданий. В создании курса принимали участие Любовь Стрекаловская, учитель Школы умных детей, Рената Кирилина, эксперт эффективного обучения, логопед-дефектолог.

В процессе создания курса было решено добавить в него игровой момент и отправиться с детьми на планету РЯЗ, чтобы побывать в городе Орфограмм, на улице «Пунктуации», посетить аллею «Словарных слов» и многие другие места.

В процессе обучения каждый день ребята будут получать два видео: урок-путешествие (где происходит объяснение и разбор правила/орфограммы) и миссию, которую нужно будет пройти (выполнить задание).

Прогресс в процессе выполнения детьми заданий будет уже с первых уроков.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в конце учебного года, отправился с нами в невероятное путешествие, страну «Ряз», запомнил орфограммы и научился писать без ошибок, или с их минимальным количеством, записывайтесь прямо сейчас.

Старт программы уже 8 апреля.
Количество занятий — 30 дней.
Материалы останутся в записи у участников курса пожизненно.

Принимаем детей со 2 по 6 класс.

___________
Важно! Если у вашего ребенка стойкая нелюбовь к русскому языку, отсутствует напрочь мотивация и интерес к обучению, помогите ему в данном курсе. Делайте задания вместе, смотрите ролики, путешествуйте, рисуйте карты планеты и не бросайте ребенка одного!

Если Вы не сможете помогать Вашему ребенку при прохождении курса, то возьмите пакет с «куратором», где вашему ребенку помогут эксперты эффективного обучения.

При логопедических диагнозах (дисграфия, дизорфография, дислексия) для лучшего эффекта курс желательно проходить дважды, а так же для автоматизации навыков продолжать работать над материалами курса.

Знание родного языка дается ре­бенку с детства, он овладевает им так же естественно, как ды­шит и растет. С другой стороны, русский язык - один из самых трудных школьных предметов, требующий большого труда, ис­точник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраи­вают домашние диктанты. Но этого недостаточно.

Чтобы помочь детям хорошо усваивать русский язык, надо понимать, какие способы умственной работы существуют, какие особенности памяти и внимания лежат в основе овладения грамотностью. Как учить ребенка этим способам умственной ра­боты, как развивать у него нужные виды памяти и внимания? Чтобы эта помощь была результативной, надо знать причины, которые лежат в основе ис­пытываемых учеником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что он не знает правил или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда они вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и писание диктантов - недо­статочно эффективная помощь.

Чтобы усвоить правила русской орфографии и быстро и точно применять их, ученик должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них - умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». Это умение на уроках русского языка требуется буквально на каждом шагу. Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных связано с быстрой (по ходу письма - молниенос­ной) мысленной подстановкой проверочного сло­ва. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица не, в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли ученик подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.

Быстрый поиск нужных слов в памяти - сов­сем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задач­ку. Вспомните существительные среднего рода, которые кончаются на -зо. Сколько совсем не­подходящих слов (Крузо, Карузо), а то и просто фантастических (арбузо, кукурузе) всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся простые и хорошо знакомые пузо и железо.

Умеет ли ваш сын или дочь находить в памя­ти задуманные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове полосатый две безудар­ные гласные - о. Для этого надо подобрать два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое - с ударением на втором (например,полосы и полоски). Сколько времени займет этот поиск? Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же ребенок «лезет за словом в карман» - не все в порядке. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки путем под­становки родственного слова. Долгие раздумья над каждым словом невозможны, и ребенок не успевает произвести все нужные проверки. По­этому ученики нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения. Чем старше ученик, тем больше в своей письменной речи он пользуется словами, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем нелегко: например, к таким обычным для сочине­ний старшеклассников словам, как впечатление, воплощение, отражение, наслаждаться и др.

Как помочь вашему сыну или дочери быстро находить нужные слова?

Словарный запас каждого человека может быть пассивным и активным. Пассивный - это понимание слов, активный умение ими сво­бодно пользоваться. Уже младшие школьники пассивно владеют основным словарным запасом русского языка (кроме специальной терминоло­гии). Что же касается активного словарного за­паса, он у разных людей различен. Хрестоматий­ный пример: героиня знаменитого романа Ильфа и Петрова людоедка Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два сло­ва. Активный словарный запас у детей школьно­го возраста нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить хорошо знакомые слова.

Вспоминать слова, необходимые для примене­ния орфографического правила, например, подбора однокоренных слов, бывает гораздо труднее, чем использовать те же слова в связной речи.

Чтобы осуществить переход от пассивного вла­дения словарным запасом родного языка к актив­ному, развить умение быстро подбирать слова как дли выражения своих мыслей, так и для решения орфографических задач, требуется длительная, настойчивая и разнообразная тренировка. Огово­римся: настойчиво тренировать ребенка - совсем не значит систематически заставлять, принуж­дать. Принуждение никогда не приводит к раз­витию способностей. Если же вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, тренирующему нужную способность, то это занятие может стать увлечением, любимой игрой и положительно ска­жется на умственном развитии ребенка. Интуи­тивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие ши­роко распространенные детские игры.

Детские игры в слова

Дети часто играют в «придумывание» слов: вспоминают названия городов по заданной бук­ве, названия животных по первой и последней букве и др. Предложите детям вспомнить слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (тот, шалаш, топот и т.д.). В дождливые каникулярные дни можно из длин­ного слова составлять слова из различных ком­бинаций букв, входящих в это длинное слово. Широкое распространение и удивительная жи­вучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствуют об их необходимос­ти для умственного развития детей: играя, дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

Если эти игровые формы наполнить грамма­тическим содержанием, польза будет двойная, ребенок научится «не лезть за словом в карман» при усвоении и применении соответствующих правил.

Самый распространенный прием - «придумай­те пример на данное правило» становится увле­кательной и педагогически эффективной игрой, если задание видоизменить следующим образом: «найдите как можно большепримеров». Такие задания позволяют активизировать в сознании и собирать вокруг правила большой массив слов. Вспомнить эти слова во время письма и мыслен­но соотнести их с нужным правилом после такой игры детям будет значительно легче. А главное -при выполнении таких заданий тренируется язы­ковая «готовность памяти» - способность быстро «выдать на-гора"» понадобившееся слово.

Процесс поиска слов очень увлекает: прихо­дилось сталкиваться с такими случаями, когда дети, придумавшие и записавшие в тетрадь нуж­ный ряд слов, возвращались к этой работе через день, два, неделю после выполнения задания и дописывали ряд новыми пришедшими в голову словами.

Придумывание словесных рядов может быть сильно затруднено тем, что дети не знают, в ка­ких уголках хранящегося в памяти обширного склада слов искать нужные. В таких случаях наводящий вопрос взрослого очень оживляет придумывание, в особенности, если этот вопрос направляет детей в область интересной для них реальности. Например, если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (нч, чн, чк, нщ и т.д.), то после общеизвестных бетонщик, обманщик, каменщик и нянчить дети быстро выдохнутся. Нужный ряд слов заметно вырастет, если посо­ветовать: «Вспомните, как называются различ­ные виды варенья, мороженого».

Задание «Назовите сложные существитель­ные, которые пишутся через дефис» - приведет к вялому припоминанию двух-трех слов типа диван-кровать или булочная-кондитерская. То же самое задание с добавлением «адреса» (пои­щите такие слова в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.

Заставим память потрудиться отыскать нужное слово. Приемы здесь очень разнооб­разны - это игры, загадки, шарады, кроссвор­ды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, раз­личного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-либо другим способом «до­быть» нужное слово гораздо полезнее, чем за­писать слово под диктовку или переписать из книжки, вставляя пропущенную орфограмму.

Примеры игровых заданий, требующих «добывания» нужного слова.

Догадайтесь, какие слова пропущены в следу­ющих предложениях. Запишите эти слова и объ­ясните, почему в одних пишется -aн-, -ян-, а в других -анн-, -янн-.

1) Была у зайца избушка лубяная, а у лисы...

(Ответ: ледяная.)

2) Андерсен написал сказку о стойком... солдатике.

(Ответ: оловянном.)

3) Жил петушок, золотой гребешок, ... головушка, шелкова бородушка.

(Ответ: маслена.)

К данным прилагательным подберите анто­нимы (слова, противоположные по смыслу), со­держащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясните правописание непроизносимых согласных в этих словах: письменная речь, яс­ная погода, веселая песня, печальное известие.

(Ответы: устная речь, ненастная погода, грустная песня, радостное известие.)

К данным словам подберите синонимы, содер­жащие удвоенную согласную в корне:

Больничный лист (ответ: бюллетень).

Асфальтированная дорога (ответ: шоссе).

Пояснение, толкование к какому-нибудь текс­ту (ответ: комментарий).

Огромное значение имеет раннее знакомство учеников с различного вида словарями, осо­бенно с толковыми. Хорошо, если такие слова­ри имеются дома. Знакомство с орфографичес­ким словарем можно сопровождать игрой: «Кто быстрее?». Для этого родители читают любые слова из словаря, начинающиеся на разные буквы, а ученик находит это слово, записывает в тетрадь, несколько раз проговаривает, подчер­кивает трудную орфограмму (игра на время). С найденными словами предложите составить сло­восочетание или предложение, а если есть время и желание, можно попытаться вместе составить рассказ, включив в него несколько выбранных слов. Предварительно важно выяснить лекси­ческое значение всех слов

Хороший результат в работе с трудными ор­фограммами дает тематическая классификация слов. 15 игре «Кто больше знает слов?» дети само­стоятельно подбирают слова, распределяют их по колонкам и называют тему - заголовок колонки. Могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Полезные ископаемые», «Мор­ские животные», «Вокзал», «Магазин» и т.д.

Печальная уверенность в том, что правила не помогают, живет в сознании огромного чис­ла школьников. Путь от знания правила к без­ошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему ребенку одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том. что у школьников, знающих конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.

Что такое общие умения?

Прежде всего, умение различать части речи, то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как каж­дое правило «нацелено» па определенную часть речи. Так, подавляющее большинство школьни­ков прекрасно знает, что деепричастный оборот необходимо выделять с двух сторон запятыми, но не делает этого либо потому, что путает деепри­частия с другими частями речи, либо потому, что вообще» «не узнает их при встрече», не замечает их присутствия в тексте. Поэтому умение разли­чать части речи - одна из важнейших предпосы­лок правильного применения правил.

Второе необходимое для грамотного письма общее умение - это умение разбираться в фор­мах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существи­тельных, ученики не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.

Третье важное умение - это умение «видеть» состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и оконча­ния. Правила относятся чаще всего не к словам вообще, а к их частям. Более того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после ц: и или ы?) имеет одно реше­ние для корня и совсем другое - для окончания. Поэтому, путая части слова (а это бывает очень часто!), дети не сумеют применить даже хорошо знакомые правила.

Четвертое умение, необходимое для грамот­ного письма, - это умение анализировать звуки русской речи: различать глухие и звонкие со­гласные, выделять шипящие и т.д. Без этого уме­ния невозможно применить целый ряд правил.

Еще одно умение, без которого бесплодно зна­ние любого грамматического правила, - это уме­ние видеть, где его требуется применить, свое­образная орфографическая и пунктуационная зоркость. Без такой зоркости, например, учени­ки, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима та­кая проверка.

Итак, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме «опасные места», требую­щие применения правил. Развитием этих уме­ний надо заниматься на протяжении всего курса обучения: «пройти» за один-два дня здесь ничего нельзя. Как спортсмен, стремящийся к высоко­му уровню мастерства, ежедневно проделывает разнообразные виды физических упражнений, так и школьник, стремящийся стать грамотным, должен не только систематически «проходить» текущий учебный материал, но и постоянно уп­ражняться для развития всех перечисленных умений.

Методические советы

родителям

от учителя русского языка

и литературы

«Как помочь ребенку хорошо учиться»

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, выполнять домашние задания. Но многие родители знают по своему опыту, что со временем интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?

Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься». И вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезнее, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры:

Повторить основы предмета,

Устранить пробелы в знаниях.

Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Не надо постоянно ругать ребенка за его неудачи. Необходимо помочь ему справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе смог развить по возможности все свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем желании и старании не становятся лучшими учениками в классе. Запомните, они не хуже своих сверстников. Их способности и таланты лежат, вероятно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный уровень подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе, в родительской любви. Поэтому нужно вместе с учителями постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Надо хвалить за каждый даже скромный успех: «Сегодня уже шесть ошибок, а не восемь». Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямыми, то большей частью от того, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они некомфортно чувствуют себя в школе, даже если учителя внимательны к ним, сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения. У родителей есть всегда возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, всегда пригодятся дома, во взрослой жизни. Дети осознают необходимость и полезность учения. Дома необходимо отдавать должное любому успеху в учебе. Наше терпение, доброжелательность, внимание каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма, терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?

Помощь родителей идет в трех направлениях:

1. Родители организуют режим дня.

2. Проверяют домашнее задание.

3. Приучают к самостоятельности.

Советы по режиму дня.

Соблюдения режима дня в любом школьном возрасте помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывает их неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул. Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе.

Советы по проверке выполнения домашнего задания.

Прежде всего, на всех этапах обучения ребенка в школе необходимо следить за записями домашних заданий в дневнике. Тогда и ребенок по невнимательности не забудет выполнить все задания. И вам будет легко контролировать выполнение домашних заданий.

1. Посмотрите в дневнике, что задано.

2. После этого проверьте наличие домашнего задания в тетради. Если задание нужно было выполнить устно, задайте вопросы по данному материалу, опорные вопросы можно найти после параграфа или текста. В 5-6 классах проверьте правильность выполнения. Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, проверяйте выполнение домашнего задания не каждый день. Но это можно делать только тогда, когда ребенок готов к этому.

Как выполнять домашнее задание по русскому языку.

1. Прочитайте задание в дневнике.

2. Прочитайте правило, запомните его.

3. Прочитайте задание к упражнению.

4. Сначала выполните письменные задания, не забывай выделять графически орфограммы в словах с пропущенными буквами.

5. Проверь, если в упражнении дополнительные задания (разбор слова, предложения…). При необходимости выполни эти разборы письменно в тетради после текста упражнения.

6. Ответь устно на вопросы к упражнению.

7. Выполни работу над ошибками.

8. Открой форзац учебника и повтори все изученные орфограммы и пунктограммы.

Желаю удачи и терпения!!!